Что входит в обучение пациентов?

В рамках подготовки к международной сертификации JCI администрация Больницы скорой медицинской помощи г. Набережные Челны (далее — БСМП) подробно изучила и внедрила требования стандарта PFE (Patient and Family Education) — обучение пациентов и их семей. Рассмотрим, как эти принципы реализуются на практике в БСМП.

Важно обучать и самого пациента, и его представителя. Выбор члена семьи больного для контактов с медперсоналом позволит сэкономить рабочее время на беседы с родственниками. Индивидуальный план обучения пациента должен быть в истории болезни. Пометки в нем о проведенных консультациях позволят избежать дублирования работы коллег.

Главное в статье

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Чтобы санпросвет работа была слаженной, в каждом отделении у врачей и медсестер должны быть уполномоченные по обучению, а также общебольничный координатор этой работы.

И хотя немногие российские медицинские организации сертифицируются по международным стандартам, опыт БСМП будет полезен всем, кто стремится упорядочить санпросветработу с населением, наладить взаимодействие врача и медсестры в этой области. По принципам стандарта PFE медорганизация должна:

  • определить темы, важные для всех участников санпросветработы, и специфичные — в зависимости от заболевания;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • наладить взаимодействие сотрудников в санпросвет работе;
  • контролировать эффективность обучения;
  • обеспечить преемственность между организациями в ведении пациента после выписки.

Разделение тем на общие и специальные

По стандарту PFE в обучение пациента и его семьи должны обязательно входить вопросы безопасного применения медикаментов, питания, лечения боли, реабилитации.

Специалисты БСМП учли эти темы, а также сформулировали и другие, которые рекомендуются к изучению всем пациентам, независимо от профиля заболевания. Составили список тем:

  • «Права пациента и его представителей»;
  • «Диетическое питание»;
  • «Безопасное использование медикаментов»;
  • «Контроль боли»;
  • «Реабилитация»;
  • «Религиозное сопровождение»;
  • «Правила внутреннего распорядка».

Все пациенты, поступающие в больницу и согласившиеся на обучение, а также их представители проходят занятия на эти темы.

Обучение проводится в большом зале, чтобы охватить максимально возможное количество слушателей. Занятия проходят два раза в неделю с 17:00 до 18:00. По опросам, это время удобно большинству пациентов и их представителей.

Также больным необходимо обучение по их заболеванию. Для этой цели администрация БСМП определила профили отделений, в которых требуется дополнительная санпросвет работа. Эти занятия хоть и разные по содержанию (в зависимости от заболевания), но имеют сходную структуру и включают вопросы:

  • особенности диеты при заболевании;
  • особенности режима и ухода при заболевании;
  • что нужно знать пациенту при подготовке к операции;
  • особенности ухода после операции;
  • особенности реабилитации пациента после лечения.

Занятия могут проходить в форме индивидуального (с врачом или медсестрой) или группового консультирования, а также самостоятельно — по методическим материалам. Для этого заведующие отделений совместно со старшими медицинскими сестрами подготовили для обучения пациентов и их семей в рамках своего профиля памятки, буклеты, презентации, видеофильмы.

Индивидуальный подход к обучающимся

БСМП стремится найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Поэтому прежде всего оценивается способность пациента и его семьи к обучению. И вообще их готовность к этому.

Определить одного члена семьи, который будет обучаться совместно с пациентом, — очень важно. Больного может навещать большое количество родственников.

Каждый из них хочет получить информацию о состоянии близкого человека.

Когда определен один представитель, который контактирует с медперсоналом, врачи и медсестры могут избежать бесконечных бесед про одно и то же со всеми родственниками пациента и сэкономить рабочее время.

Чтобы врач мог оценить способность слушателя к обучению и составить для него индивидуальный план занятий, медсестра опрашивает пациента (его представителя) и под его подпись заполняет лист первичной оценки.

Поскольку санпросвет работе может препятствовать слепота, глухота, афазия пациента или его представителя, эти пункты предусмотрены в листе.

В сложных случаях к занятиям привлекаются медработники, специально обученные в рамках программы «Доступная среда».

Индивидуальный план занятий с пациентом и его представителем заносится в специальный лист, который вкладывается в историю болезни.

Для контроля эффективности занятий разработан «Лист опроса о пройденном обучении». С его помощью корректируется программа обучения пациентов и его представителей.

Эффективное взаимодействие сотрудников и контроль

Сотрудники, участвующие в лечении пациента, действуют совместно, в т. ч. и в его обучении.

У каждого врача и медсестры отделения есть план по лечению и реабилитации. В него включены темы для обучения пациентов по профилю заболевания. Темы берутся из листа обучения в истории болезни.

Планы специалисты согласуют между собой и с руководством.

В отделении неврологии для пациентов с нарушениями мозгового кровообращения такие планы согласовываются ежедневно во время утреннего обхода бригады.

В каждом отделении есть уполномоченные по обучению. Это обязательно должны быть врач и медсестра. Врач работает с врачебным персоналом, медсестра — с сестринским.

Уполномоченные:

  • составляют списки тем для консультирования пациентов и помогают их распределить между сотрудниками;
  • согласуют время и место обучения;
  • контролируют выполнение индивидуальных планов сотрудников.

Координирует обучение пациентов в целом по медорганизации специалист по гигиеническому воспитанию. Он формирует годовые планы по обучению совместно с уполномоченными от каждого отделения.

Сотрудники ежемесячно подсчитывают проведенные занятия и фиксируют в индивидуальном плане по санпросвет работе. Его выполнение работники подтверждают у специалиста по гигиеническому воспитанию, когда проходят аттестацию.

Специалист по гигиеническому воспитанию и специалисты отдела качества ежемесячно контролируют выполнение индивидуального плана. Без предупреждения они приходят в каждое отделение и проверяют работу случайно выбранных врача и медсестры.

Преемственность между организациями

Пациенты поступают в больницу на различных этапах своего лечения. Иногда им требуется продолжить лечение или реабилитацию за пределами БСМП, оформить инвалидность.

Чтобы больной «не потерялся» после выписки, специалисты БСМП консультируют его об организациях, в которые следует обратиться.

Больница определила организации, с которыми взаимодействует во время лечения пациентов, и попросила каждую из них составить «Карту партнера». В ней вся информация об организации, необходимая для продолжения лечения.

За день до выписки лечащий врач проводит беседу о дальнейшем лечении или реабилитации после выписки и дает карту партнера, в которой дописывает основные мероприятия после выписки и указывает сроки.

В больнице также назначены специалисты, отвечающие за взаимодействие с общественными организациями («Мир без ожогов», «Вместе против рака», «Всероссийское общество инвалидов» и т. д.). Они тоже привлекаются для консультирования пациентов.

Читайте также:  Как брать мочу для исследований?

Таким образом, грамотное консультирование пациента и его родственников может стать большим подспорьем для врача и медсестры. Главное — скоординировать работу этих специалистов.

Источник: https://e.glavmeds.ru/487366

Обучение больного и членов его семьи. Уход за тяжёлыми или хроническими больными

Важная функция при организации ухода, особенно за тяжёлыми или хроническими больными, — обучение больных и членов их семей по вопросам здоровья. Процесс обучения приёмам самообслуживания и поддержания качества жизни больного человека или ребёнка связан с поддержанием или восстановлением полной или частичной самостоятельности, независимости и автономности на досуге или при выполнении какой-либо трудовой деятельности. Обучая, можно использовать различные методы и приёмы, чтобы помочь человеку восстановить (если это возможно) независимый образ жизни, уменьшить последствия инвалидности. Это могут быть элементы медицинской реабилитации, социальной адаптации, восстановление деятельности за счёт использования вспомогательных приспособлений.

Обучаемые лучше понимают и запоминают, если Вы:

  • используете технику эффективного общения;
  • слушаете всё, что вам говорят или о чём спрашивают;
  • относитесь к ним терпеливо;
  • хвалите за успехи в обучении;
  • делаете перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

То, чему учат больных и(или) членов их семей и как они это усваивают, зависит от множества факторов, включая предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Это — три основных фактора эффективного обучения.

  • Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредотачиваться и понимать рекомендации и требования; во-вторых, от его внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда — всё это мешает процессу обучения и требует от сиделки особых усилий. Планируя обучение, нужно оценить желание и готовность больного к обучению.
  • Способность к обучению зависит от стадии и  уровня  развития  (ребёнок,   престарелый и т.д.). Прежде чем начинать обучение, сиделка должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать соответствующий способ обучения.

Важные критерии оценки способности к обучению:

  • возраст человека;
  • его физическое состояние, при котором обучение может стать невозможным или неэффективным (слабость, истощение и т.п.);
  • расположенность к общению;
  • объём движений;
  • степень подвижности.
  • окружающая обстановка.

Хорошо поставленная цель обучения содержит три компонента.

  • Что предстоит сделать больному (например, должен научиться держать ложку, должен знать порядок действий при одевании рубашки, должен уметь использовать костыли и т.д.).
  • Временные рамки: даты или интервал времени (например, «20 мин после завтрака», «через неделю» и т.д.).
  • Кто  и  с  помощью  каких  приспособлений оказывает помощь (например,  «с помощью сиделки»,  «на костылях»,  «самостоятельно» и т.д.).

Если в результате обучения больной должен овладеть несколькими навыками, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую больного и не вызывающую у него отрицательных эмоций.

В первую очередь его обучают более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Например, больной перенёс острое нарушение мозгового кровообращения, поэтому его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует.

Сиделка под контролем медицинской сестры планирует обучить больного «Иван Петрович через неделю должен одеваться самостоятельно». При этом они планируют, что больной вначале научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь — рубашку, поскольку считают, что это для него самое трудное. Оценивая результаты обучения, надо дать больному понять, что и у других также возникают вопросы, можно даже сказать: «У многих больных возникают по этому поводу вопросы».

Получив согласие больного, попросите его продемонстрировать приобретённые знания и умения, влияющие на степень его самообслуживания и самостоятельности.

Источник: https://chastnyj-dom-prestarelyh.ru/directory/obuchenie_tjazhelogo_ili_hronicheskogo_bolnogo.html

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников

При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.

Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. Приведем пример сбора информации о пациенте.

Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам.

Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс.

Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

Читайте также:  В чем заключается стерилизация инструментов?

2. Определение проблем пациента

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата.

Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:

1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;

3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;

4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах;

5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки;

4. Реализация плана обучения

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения.

Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.

Для успешного обучения можно использовать следующие методы:

  • демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.);
  • четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
  • консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
  • разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего, что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;

5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Оценка может быть следующей:

1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.

В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения.

Самооценка может быть:

  • адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
  • завышенной;
  • сниженной;
  • нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).
Читайте также:  Как оказать травматологическую помощь?

При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.

Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы:

1) четко сформулированная цель обучения;

2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;

3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;

4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;

5) обязательная практическая отработка полезных знаний;

6) эффективное (терапевтическое) общение;

7) умение слушать;

8) терпеливость и настойчивость;

9) поощрение за успехи в обучении;

10) учет состояния пациента во время обучения.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/obuchenie-v-sestrinskom-dele/printsipi-obucheniya-patsientov-i-chlenov-ich-semey

Открытая библиотека учебной информации

СЕСТРИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Эта теория пользуется популярностью во всём мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки их удовлетворения.

Потребности рассматриваются в 4 аспектах:

  • человек;
  • общество (окружающая среда);
  • сестринское дело;
  • здоровье.

И разделены на 3 класса:

  • потребности выживания;
  • потребность близости;
  • потребность свободы.

Без удовлетворения низких физиологических потребнос­тей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности. Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить нарушенные потребности больного, установить доминирующую потреб­ность с целью удовлетворения потребностей в порядке пер­воочередности, используя сестринский процесс.

Метод (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В сест­ринской педагогике используются в основном методы тра­диционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.

Под сестринскими методами (способами) обучения по­нимают последовательное чередование способов взаимо­действия медсестры и пациента͵ направленное на достижение целей сестринского процесса посредством прора­ботки учебного материала.

Выбор методов зависит от следующих условий: содержа­ния обучения, задач обучения, времени, которым распола­гает медсестра и пациент, особенностей пациента͵ наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конк­ретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

Методы обучения:

  • описания;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • лекция;
  • занятие;
  • разговор;
  • инструктаж;
  • демонстрация.

Обучение эффективно при следующих условиях:

  • наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
  • доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);
  • создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
  • обязательная практическая отработка полученных знаний.

То, чему учатся пациенты и/или члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

  • желание и готовность к обучению;
  • способность к обучению;
  • окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания.

В случае если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено.

Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т.д.).

Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития.

Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказать невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.п.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), крайне важность в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.

Оценка результатов обучения – определение насколько достигнуты цели.

Методы:

  •  наблюдение за поведением;
  • моделирование ситуаций (наблюдение);
  • провоцирование;
  • демонстрация знаний и умений.

Оценивая результаты обучения, нужно дать пациенту понять, что и у других пациентов также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента͵ когда он задает вопрос, обращаясь к нему со словами: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!».

В случае если человек обращается с вопросом, на который сестра не знает ответа͵ нужно сказать ему, что ей нужно посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в состоянии понять.

Можно задать основной «оценочный» вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента͵ попросите его продемонстрировать приобретенные знания и умения.

Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Достижение целей зависит от:

  1. условий;
  2. активности пациента;
  3. знаний и умений медсестры (авторитет, компетентность).

Источник: http://oplib.ru/random/view/533267

Ссылка на основную публикацию