От чего зависит эффективность обучения?

Что делает одного человека учителем, а другого — учеником? Давайте забудем на время о классной комнате и подумаем о повседневной жизни.

Вы приходите в гости к подруге, и она угощает нас восхитительным тортом. Вы спрашиваете ее, как она его приготовила. Что при этом происходит? Вы превращаетесь в ученика, а наша подруга становится учителем.

Эффективность обучения: семь основных принципов

Существует семь основных концепций, формирующих основу обучения.

1. Обучение основано на взаимоотношениях

Как же возникает такая ситуация? При каких обстоятельствах?

Дело не в том, что ваша подруга имеет больше образования или опыта, чем вы, хотя чаще всего мы именно так думаем о квалификации учителя или тренера. Основа ситуации обучения — просто доверие.

Вы уверены, что ваша подруга знает, как приготовить торт, и может дать вам информацию, которая позволит нам приготовить такой же торт. Основа ситуации обучения — взаимоотношения доверия между учителем и учеником.

Все основано на доверии.

Возникает ли оно благодаря положению, опыту или профессионализму учителя — в основе обучения всегда лежит доверие.

Что происходит, если его нет? Если учитель пытается научить вас новому навыку или новой процедуре, но при этом не обладает необходимыми знаниями или следует неудачной методологии, у вас возникает законный вопрос: а можно ли доверять этому учителю, адекватно ли он передает информацию? Дело не в том, что вы не уважаете авторитет учителя, дело в том, что обмануто наше доверие. Если доверия нет, никакое обучение просто невозможно.

2. Обучение — естественный процесс

Вся жизнь — это процесс передачи и восприятия информации. Вспомните, как вы в первый раз пришли на новое место работы. Вы впитывали массу новой информации: физическое окружение, ваши новые коллеги, нюансы ваших новых обязанностей.

Все это происходило само собой — вы учились естественно. Но, как сказал Уинстон Черчилль, «я всегда готов учиться, но не всегда готов к тому, чтобы меня учили».

Лучшая ситуация обучения — та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить.

3. Обучение необходимо

Обучение — наша фундаментальная внутренняя потребность. Самые основные потребности человека — физиологические (например, в пище). Затем выступают потребности в безопасности, за ними следуют личные потребности в любви и принадлежности.

Большинство людей, знакомых с иерархией потребностей Маслоу, полагают, что эта иерархия — довольно жесткая структура, и прежде чем обращать внимание на потребности и отношениях, нужно удовлетворить социальные потребности, а до них нужно удовлетворить физиологические потребности и т.д.

Однако в учебниках, рассматривающих теорию Маслоу, редко упоминается о том, что существует и две других потребности: свободно задавать вопросы и свободно самовыражаться, а также потребность знать и понимать. Согласно Маслоу, именно две эти потребности являются обязательными предпосылками удовлетворения пяти других типов потребностей.

Другими словами, в основе каждого из пяти типов потребностей лежит потребность в обучении. На ней основано все остальное. Специалисты в области когнитивной психологии говорят, что наш ум постоянно ищет и сортирует информацию. Мы хотим знать и понимать все, что только возможно.

Именно это внутреннее стремление заставляет нас жить. Все наши потребности в жизни поддерживает обучение. Без той пищи для ума, которую дает нам обучение, эти потребности не будут удовлетворяться. Если потребности не удовлетворяются, жизнь невозможна.

Именно поэтому, если человек прекращает стремиться к новым знаниям, он разочаровывается в жизни. Он теряет надежду и считает, что нет никаких причин учиться, потому что это бессмысленно. У такого человека нет будущего.

4. Обучение индивидуально

Психологи стремятся обнаружить в человеческом поведении нечто общее. К сожалению, психологию отличает от точных наук один очень важный аспект. Люди ведут себя не так, как неодушевленные объекты или силы природы.

Известный психолог Роберт Штернберг утверждает, что в психологии не существует ни одной теории, которую можно было бы назвать совершенной. Всегда есть исключения.

Даже самая полная теория человеческого поведения не может охватить всех различий между реальными людьми. Этих различий слишком много.

Для учителя это соображение очень важно, потому что даже самый лучший инструктор, использующий самую эффективную методологию, не может быть полностью уверен в том, что сумел «достучаться» до каждого ученика.

Почему? Очень просто — между людьми существует масса индивидуальных различий, и это значит, что все учатся немного по-разному.

Реальная оценка прогресса в обучении возможна только в том случае, если учитель работаете учеником одни на одни.

5. Обучение — это работа

Хотя обучение естественно и необходимо, оно все же требует сознательных усилий. Мы должны активно трудиться в процессе обучения, это не пассивная деятельность.

Существует психологический принцип, который гласит, что, если человек не верит, что сможет усвоить новую информацию хотя бы на 70%, он не будет прилагать для этого сознательных усилий.

Учитель, который употребляет непонятные ученику термины, обнаружит, что ученик просто зубрит.

Этот принцип подтверждает простой эксперимент, который в 1973 г. провел МакЛелланд. Людям давали большое пластиковое кольцо и просили набросить его на вкопанный в землю шест. Затем их просили найти место, с которого им было бы удобнее всего бросать кольцо на шест.

Почти каждый сначала становился настолько близко, чтобы удачно набрасывать кольцо на шест в 100% случаев. Затем люди отходили дальше от шеста и становились там, где точность их бросков уменьшалась до 50%. Затем они снова подходили ближе к шесту и находили, что комфортнее всего чувствовали себя там, где точность их бросков составляла около 70%.

Применительно к обучению этот эксперимент показывает, что если нужно приложить слишком мало усилий, интерес к обучению надает. Если усилия ученика приводят к очень небольшим успехам, его интерес также надает. Обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успеху.

Этот баланс умеет находить хороший спортивный тренер. Он может подталкивать спортсмена, побуждать его прилагать максимум усилий, но никогда не выдвигает нереалистичных ожиданий. Он точно знает, каков потенциал спортсмена и как нужно развивать его навыки.

То же самое касается преподавателей в сфере искусства. Они знают, что приобретение каких-то навыков в этой сфере требует интенсивной работы. Некоторые наставники не способны обнаружить и развить способности учеников, потому что сосредоточены на механической отработке навыка, а не на мотивации ученика, его уверенности в том, что его работа — залог будущих успехов.

Хороший преподаватель знает, как побуждать ученика превзойти самого себя и в то же время знает, когда нужно остановиться — когда «70%» ученика уже превышены. Об этом принципе стоит сказать еще одно. Да, обучение — это работа.

Но это не значит, что оно должно быть скучным, утомительным или вызывать раздражение. Обучение может и должно приносить радость. Приобретать новый навык или воспринимать новые знания — замечательные и острые ощущения.

Читайте также:  Как оказать травматологическую помощь?

Но этот процесс требует дисциплины и постоянных усилий. Без этого ничему не научишься.

6. Обучение заразительно

Сначала может показаться, что некоторые из представленных здесь принципов противоречат друг другу. Это происходит потому, что обучение нестатично. Этот процесс в высшей степени динамичен.

Как мы уже говорили, обучение индивидуально. Но в то же время многое мы просто перенимаем у других. Это один из принципов, лежащих в основе концепции организации обучения.

Заразительность обучения проявляется двумя путями. Если человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и радостным, он обязательно начнет считать так же.

С другой стороны, если группе людей скучно учиться, новому человеку тоже будет трудно поддерживать свой интерес. Человек — существо социальное. Чтобы нормально жить и работать, мы нуждаемся в других людях. Это касается и обучения.

Именно во взаимодействии с другими людьми мы учимся многим вещам.

7. Обучение тесно связано с практикой

Последний из семи наших принципов — самый главный. Обучение должно быть практическим. Да, существует теоретическое знание. Но каждая теория предполагает какое-то практическое применение.

Наш ум не хранит того, что не имеет для нас практической ценности. Мы помним только ту информацию, которую считаем полезной.

Случалось ли так, что во время беседы вдруг к вам в голову приходила какая-то мысль, воспоминание о том, что было много лет назад?

Наш разум обладает невероятной способностью в нужный момент вспоминать то, о чем мы не помнили в течение десятилетий. Это явление подтверждает теорию, что если уж мы чему-то научились, то никогда этого не забудем.

Но как мы научились чему-то в первый раз? Мы просто занимались обычными делами, и случилось что-то, что имело для нас практическую ценность. И мозг запомнил эту информацию. Практическое, жизненное обучение существует потому, что наш ум постоянно обрабатывает информацию, стремясь понять смысл окружающего мира.

Значение этого принципа для обучения должно быть очевидно. Чем теснее связан с практикой тот материал, который узнает ученик, тем лучше он его усвоит. Чтобы учиться, мы должны видеть связь новых знаний с нашей жизнью. Они должны касаться нашего собственного личного опыта. Именно поэтому новые знания должны быть связаны с нашей культурой.

Все мы имеем некоторые важные для нас культурные символы. Но в других культурах они могут не иметь никакого значения. Если учебный план не учитывает культурных особенностей учеников, он не будет иметь для них практического значения.

Именно поэтому американские и европейские бизнес-консультанты, которые работают в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза, сталкиваются с трудностями. Они не могут понять, почему их концепции, которые так хорошо работают у них дома, здесь оказываются несостоятельными. Они забывают о том, что обучение индивидуально. Оно связано с реальностью жизни ученика.

Инструментарий преподавателя

В любом процессе обучения существует пять обязательных элементов. Они похожи на инструменты строителя. Как плотник знает, что не может качественно выполнить работу без подходящих инструментов, так и преподаватель, который пытается создать программу обучения, не учитывая этих пяти элементов, обнаружит, что в ней чего-то не хватает.

Первые два принципа, разнообразие и ясность, связаны с действиями преподавателя. Следующие два принципа, вовлеченность и успех, связаны с действиями учеников. Последний принцип, сходство, описывает отношения между преподавателем и учениками.

Разнообразие. Если наш ум постоянно воспринимает одну и ту же информацию, он застаивается. Наше внимание привлекает необычное, и хороший преподаватель использует различные средства, чтобы обучение постоянно вызывало интерес. Это касается и содержания материала, и стиля обучения.

Ясность. Запутанную и непонятную информацию выучить невозможно. Информация будет воспринята только в том случае, если преподаватель ясно, непосредственно и просто объясняет информацию в той форме, которая соответствует уровню интеллекта учеников. Это относится и к содержанию, и к методологии обучения.

Вовлеченность. Как мы уже говорили, обучение — это не пассивная деятельность. Если ученик так или иначе не принимает активного участия в процессе обучения, никакого обучения не будет. Фактически, чем более интерактивен процесс обучения, тем больше будут успехи ученика.

Успех. Почему иногда кажется, что информация проходит мимо нашего сознания? Почему мы не прилагаем усилий, чтобы понять ее? Потому что считаем, что у нас ничего не получается, уверены, что не сможем усвоить новые знания. Преподаватель должен быть уверен, что ученик сможет успению усвоить то, что преподается.

Сходство. Самое первое утверждение этого раздела гласило, что мы можем учиться только у тех, кому доверяем. Чтобы ученик воспринял информацию, преподаватель должен активно стремиться завоевать его доверие. Для этого прежде всего нужно оставаться честным и искренне заботиться об ученике, что позволит преподавателю адекватно и с сочувствием реагировать на его потребности.

Источник: https://www.elitarium.ru/obuchenie-ehffektivnost-prepodavatel-uchenik-potrebnost-znanie-interes-usilie-process-princip-rabota-delo-navyk-opyt/

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Как сделать так, чтобы ученику на уроке было комфортно,  чтобы он не боялся идти на урок, как это зачастую бывает, а шел на него с удовольствием, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания?

Нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для ребенка. И создать ее должен педагог совместно с детьми.  А как его создать? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Ведь  планируя свою деятельность, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с учащимися.

Это особенно значимо в нашей учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят  обучаться из соседнего села, а также  из разных школ   города и района. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в  школе.

И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда  атмосфера, состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Давайте остановимся  на  принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется  интерес к учебе.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.

Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д.

А сам-то он виноват напрямую, значит где-то не досмотрел, не доглядел, что-то сделал не так или пошло что-то неправильно.

Или учитель, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод, не понял этого. Понятие «заслуженный собеседник» предложенный нам А.А.

Читайте также:  Инструкция по применению лекарственных средств

Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и  хорошим психологом.

Ставьте себя на место ученика и проверяйте: хорошо ли детям.

Итак, давайте обратимся к словарю и посмотрим, что означает слово «комфорт».Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо это четко знать:

  • Существует три структурные составляющие данного понятия.
  • Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая
  • Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
  • Источником психологической комфортности является:
  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление:

  • личностно-психологических особенностях каждого учащегося;
  • соотношении способностей и обучаемости каждого;
  • мотивации отношения к учебному процессу;
  • взаимоотношениях между ребятами в классе;
  • семье ученика

Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог Карл Роджерс):

  • С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
  • Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
  • Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  • Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  • Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
  • Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
  • Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
  • Он должен открыто выражать группе свои чувства.
  • Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  • Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Существует много методов, способ, хочу  предложить технологию, приемы общения (Д. Карнеги):

  • Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
  • Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
  • Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
  • Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

А еще, как и в жизни, уважаемые педагоги, нужно взять за основу, как закон, знать и выполнять золотые правила комфорта на своих уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Руководствуясь советами по созданию психологического комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.

Так пусть доброжелательная атмосфера станет спутником  вашей деятельности! И результат не заставит себя ждать. Ведь из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней  ребенка.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/02/16/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-na

Педагогические условия эффективного обучения детей с нарушениями слуха на примере уроков математики

Системы специального образования одной из первоочередных задач ставят необходимость повышения его качества и эффективности.

Педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями должна быть всеохватывающей помощью в обеспечении права на получение качественных образовательных услуг для детей, имеющих соответствующие физиологические или психофизические особенности развития.

В данной статье рассматриваются некоторые шаги, которые должна предпринять школа, обучающая неслышащих и слабослышащих детей, чтобы обеспечить своих выпускников обширным комплексом знаний и умений, которые позволят им реализоваться в социальной и профессиональной сфере.

На примерах, взятых из педаго­гического опыта авторов, последовательно описывается предлагаемая модель образовательного процесса детей с нарушениями слуха. Выявляются проблемы проведения коррекционной работы и предла­гаются пути их решения.

Ключевые слова: математика, нарушения слуха, эффективность, информационные технологии, образование, школа, сурдопедагогика.

Обеспечение детей с особыми образовательными потребностями доступной учебно-воспитательной средой – это одна из первоочередных задач, составляющих политику Республики Казахстан в социальной сфере.

Современные государства могут и должны создавать условия для получения качественного образования детьми с нарушениями слуха, так как это оказывает положительное влияние на экономическое и конкурентоспособное состояние страны.

Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» напрямую декларирует развитие системы образования именно в направлении всеохватывающей помощи в обеспечении права на получение качественных образовательных услуг для детей, имеющих соответствующие физиологические или психофизические особенности развития.

Создание особых условий в данном случае – это использование специальных программ и методологий, специализированной учебной литературы, различных средств и форм обучения, услуг специалистов (сурдопедагогов, сурдологов, сурдопсихологов), программно-аппаратной поддержки образовательного процесса и иных факторов, влияющих на беспрепятственное освоение учебной программы, определяемой государственным стандартом.

На наш взгляд, эффективное обучение детей с нарушениями слуха – это комплексная система, совокупность специальных образова­тельных аспектов.

В нее входят как общие (охватывающие всю кор­рекционную учебно-воспитательную систему), так и дифференцируемые (влияющие на продуктивность и успешность процесса обучения и социализации неслышащего либо слабослышащего ребенка, исходя из специфики его развития, психического и физиологического состояния, возможностей освоения учебных программ).

Опираясь на работы ученого и педагога Семаго Н.Я. [7], который рассматривал определение траектории педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями, нами были выделены три обязательных направления работы школы для детей с нарушениями слуха по созданию условий эффективного обучения.

Во-первых, это организационное и административное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Оно состоит из разработки базовой нормативно-правовой документации школы, регламентирующей деятель­ность всех субъектов образовательной системы.

Особенно это касается степени участия родителей на всех этапах обучения, так как это является важным фактором обеспечения его непрерывности и взаимной отдачи.

Одновременно следует выделить влияние составленных и проработанных алгоритмов изменения образовательного маршрута в соответствии с ходом развития ребенка и факторами, возникающими в течение учебного периода.

Во-вторых – информационное и техническое обеспечение. Сегодняшнее функционирование организации образования невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, необходимость их применения в школах для детей с нарушениями слуха обоснована в работах Кукушкиной О.И., Речицкой Е.Г., Туджановой К.И., Сацевич С.В.

Читайте также:  Описание того, что такое апекслокатор

Следовательно, условия обучения неслышащих и слабослышащих школьников это комплексная система программно-технических средств:

  • персональные компьютеры (для индивидуальной работы);
  • каналы локальной связи (для обеспечения внутришкольного информационного обмена); контролируемый доступ к сети Интернет;
  • специализированное программное обеспечение:
  • для решения коррекционных задач в процессе обучения детей с нарушениями слуха.

Одновременно данная система позволит педагогам осуществлять контроль знаний и регистрацию результатов.

Наличие информационно-технического обеспечения требует от педагогов компетентных умений их эффективного использования, как в учебной, так и внеурочной деятельности, а от школьной администрации – обеспечение работы служб информационной и техни­ческой поддержки.

Третье направление – ключевое, отвечающее за планирование учебно-воспитательной работы, составление и адаптацию учебных программ для реализации принципа индивидуализированного и доступного образования детей с нарушениями слухового анализатора.

В 2018 году Республике Казахстан в рамках перехода на обновленное содержание образования для всех специальных школ разработаны новые учебные программы (унифицированные СШ) [11].

Педагогам при этом была дана возможность их адаптации, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

Вопросы по теме исследования рассмотрены в работах Булабаевой С.Т., Бекбаевой З.Н., Болатбек Л.К. [12, с. 125-131], Алехиной С.В., Аутаевой А.Н., Сатовой А.К., Денисовой И.А.

Практика показывает, что соответствие содержательных линий учебных программ по всем предметам, программы коррекционно-развивающей работы с неслышащими и слабослышащими детьми, а также плана воспитательных мероприятий оказывает существенное влияние на эффективность образовательного процесса.

Рассмотрим создание описанных выше педагогических условий эффективного обучения на примере уроков математики.

Технология преподавания каждой учебной дисциплины состоит из решения ряда задач: проведение уроков с учетом особенностей развития познавательной сферы каждого ребенка, обеспечение соответствия изучаемого материала образовательным возможностям учащихся, выбор приемов и методов в рамках специфики предмета.

Сухова В.Б.  отмечает, что традиционные подходы к обучению математики в случае работы с неслышащими и слабослышащими школьниками требуют существенного пересмотра: специфичность развития познавательной и эмоциональной сферы таких детей, а также их физиологические особенности обуславливают иное воплощение основных дидактических принципов.

Кроме того, возникает необходи­мость параллельной реализации коррекционного компонента (словарная работа, формирование произношения, разработка дополнительных средств наглядности, развитие слухового восприятия, проведение речевых зарядок, обеспечение работы компенсаторного оборудования и т. д.).

Так, например, один из основных этапов обучения математике в специальной (коррекционной) школе – развитие вычислительных навыков – происходит в процессе формирования прочных и уверенных знаний о способах устных и письменных исчислений, умений их разумного использования.

Это сопровождается привитием самостоятель­ности в нахождении решения поставленных задач, творческого подхода, навыков поиска и использования необходимой для конкретного задания информации.

Безусловная необходимость коррекционной работы на уроках математики вызвана, в первую очередь, серьезными затруднениями в развитии счетно-вычислительных навыков у детей с нарушенной слуховой функцией.

У слышащих ребят данный процесс основан на выполнении нескольких последовательных умственных операций, чему препятствует замедленный характер развития аналитического и логического мышления неслышащих детей.

Формирование культуры арифметических вычислений происходит в течение всего курса математики, однако, если на начальном этапе не будет построена база необходимых умений, дальнейшая работа окажется сильно затрудненной для детей.

Для решения этого вопроса необходима системная работа с роди­телями (одно из условий сформулированного нами первого направления педагогического воздействия): сопровождение и контроль выполнения домашнего задания, создание педагогических ситуаций для активизации счетных навыков вне школы.

Известно, что нарушения слуха (врожденные, либо приобретенные в раннем возрасте) ведут к проблемам с развитием устной, а, следовательно, и письменной речи (это подтверждают, в частности Малхасьян Е.А. и Зыков С.А.).

Главным образом это выражается немногочисленным словарным запасом, проблемами со словообразованием, нарушением произношения и логики построения фраз, трудностями с пониманием текстовой информации.

Умение оперировать естественным языком, анализировать высказывания и выстраивать суждения – это основа логики (как общей, так и математической).

При изучении школьного курса математики детям постоянно приходится работать с различными проявлениями языка: словесными (термины, определения, пояснения), символьными, графическими.

В дидактике в основе понимания предмета математики лежат два аспекта: умение однозначно формулировать мысль и способность ее опознания в различных формах.

Например, понятие «прямоугольник» можно определить как «параллелограмм с углами 90 градусов» или вместо выражения «приведенное квадратное уравнение» сказать «квадратное уравнение, разделенное на коэффициент a».

Такая вариатив­ность способов представления математических компонентов позволяет беспрепятственно использовать на уроках информационные технологии (что является вторым сформулированным нами направлением обеспе­чения качественного образовательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха).

Действительно, формальный математический язык легко трансли­руется для построения компьютерных информационных моделей, так как является основой машинного языка.

Основываясь на нашей педагогической практике, мы можем сказать, что идея формализации математической задачи с последующим ее пред­ставлением, воспроизведением и решением учащимися на компьютере, оказывает положительное влияние на уяснение математических понятий и алгоритмов обучающимися с нарушениями слуха.

С одной стороны, повышается заинтересованность школьников при работе с информационно-коммуникационными технологиями, с другой – открываются новые возможности для визуализации учебного материала, облегчающие его восприятие неслышащими и слабослыша­щими.

Например, изучение темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» проходит эффективнее, если учащиеся будут работать с компью­терным исполнителем «Кузнечик», действующим на координатном луче.

Наглядность и многофункциональность данной программы позволяют школьникам с нарушенной слуховой функцией на практике отработать все возможные примеры, рассматриваемые в рамках данной темы, в удобной и доступной компьютерной среде.

Еще одна проблема, возникающая у учителей математики в специ­альной школе – сложность мотивации неслышащих и слабослышащих обучающихся, в силу ограниченности развития познавательной сферы и не видящих перспектив применения математического аппарата в повседневной жизни.

Трудности, возникающие у таких детей с пониманием абстрактных терминов и понятий, которые невозможно представить наглядно в рамках уроков математики, можно решить интегративно.

Выделенное нами третье направление эффективного педагоги­ческого воздействия на детей с нарушениями слуха предполагает рациональное календарно-тематическое планирование с установлением межпредметных связей, позволяющих применять знания, полученные во время изучения одной учебной дисциплины, на других предметных занятиях.

Например, решения метапредметной математической задачи на уроке физической культуры: рассчитать скорость бега ученика, преодоле­вающего 100-метровую дистанцию. При сдаче нормативов учителем засекается время, за которое каждый ребенок пробегает необходимую дистанцию. Зная эти данные, дети могут вычислить, кто из них развивает самую большую скорость с использованием математической формулы.

На следующем уроке им рассказывается о более сложных примерах. Выстраивая учебные занятия подобным образом, педагоги специальной школы решают сразу несколько проблем: у учащихся формируются общеучебные умения, навыки практического применения своих знаний, развивается аналитико-логическое мышление и закрепляется пройденный материал.

Таким образом, обеспечение индивидуальных условий для эффективной реализации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха – важная и актуальная парадигма современного специального образования.

Успех ее реализации зависит от множества факторов, однако, в соответствии с описанными в данной статье примерами и методоло­гиями, решает большинство коррекционных и образовательных задач, которые ставятся сейчас перед школой, реализующей программу обучения неслышащих и слабослышащих детей.

Следовательно, при достаточном организационном, информацион­ном и программно-методическом обеспечении педагогического процесса, возможно, качественно повысить его эффективность, что положительно отразится на социальных и профессиональных навыках выпускников школы для детей с нарушениями слуха.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagogy/xvii/126056

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector