Техника массажа новорожденных

Гимнастика и массаж в грудном возрасте являются основой для правильного физического и психического развития. В раннем возрасте в малыше закладывается  основа, от которой в дальнейшем зависит здоровье . Массаж и гимнастика помогают ускорить формирование двигательных навыков, которые необходимы в том или ином периодах раннего детства.

Массажи для грудничков бывают лечебными и профилактическими, и если первый вид должен делать исключительно только специалист, то второй вполне посилен мамам.

Массаж для грудного ребенкаТехника проведения оздоровительного массажа и гимнастики ребенку грудного возраста

Вы можете проводить ежедневные процедуры для укрепления мышц вашего малыша в домашних условиях, если вам разрешит педиатр. Детский врач покажет вам основные движения, которыми вы будете делать расслабляющий массаж для новорожденного и младенца до года.

Профилактические сеансы помогут вашему малышу улучшить кровообращение в тканях и ход обмена веществ.

Во время массажа грудничков происходит стимулирование рецепторов, находящихся на поверхности кожи, это положительно скажется на работе головного мозга и всей нервной системы: малыш будет спокойней себя вести и крепче спать. Особенно полезен массаж малоподвижным детям с плохим аппетитом, вялыми мышцами  и с признаками рахита.

У детей применяют следующие виды массажа:

  1. Поглаживание — легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью рук. Этот вид массажа вызывает усиление общего обмена веществ и оказывает на ребенка успокаивающее действие. О  систематически проводимого общего массажа улучшается аппетит, вес малыша нарастает быстрее, вялый и апатичный ребенок становится более  живым  и активным, быстрее засыпает, причем его сон более глубок и длителен.
  2. Растирание — это вариант растирания, при котором производится несколько большее давление руками, которое оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, а также повышается их эластичность и сократительная способность.
  3. Разминание проводится более короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Данный вид массажа оказывает механическое воздействие на глубоко лежащие ткани. Это способствует лучшему питанию мышц, из-за чего нарастает их масса, сила и сократительная способность.
  4. Поколачивание представляет собой ряд коротких ритмичных ударов, которые поочередно совершаются тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трёх и четырех пальцев обоих рук. Поколачивание помогает улучшить кровообращение и усиливает питание мышц, повышает деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанному ребенку.
  5. Вибрация в грудном возрасте применяется не очень часто, преимущественно при массаже рыхлых, чересчур упитанных малышей. Оно производится определенными движениями, вызывающими  легкое ритмичное сотрясение всего тела ребенка.

Основным видом массажа для детей грудного и раннего возраста является поглаживание, которым начинают и заканчивают комплекс. Массаж рук проводят в направлении от кисти к плечу, к подмышечным впадинам, массаж ног  — от стопы к паховой области. Массировать малыша необходимо очень легко и нежно.

Во время массажа рук и ног им придают состояние которое обеспечивает наибольший покой ( легкое полусгибание). При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя её снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины — поясницу (область почек).

Кроме того массаж у детей необходимо чередовать с физическими упражнениями.

Когда нельзя проводить массаж у ребенка грудного возраста

Вы посоветовались с участковым педиатром, и он разрешил вам делать расслабляющий курс для новорожденного, — но не спешите немедленно приниматься за дело. Есть ряд временных противопоказаний, при наличии которых процедуру лучше ненадолго отложить:

  • нельзя проводить процедуру для детей возраст которых младше 20 дней;
  • если у ребенка наблюдаются расстройства пищеварения, например, сегодня его вырвало или был неоднократный жидкий стул, правильно будет отложить массаж грудничков;
  • не нужно делать массаж грудничкам, если диагностировано инфекционное заболевание, поскольку организм ребенка будет занят борьбой с болезнью;
  • при наличии на коже сыпи, опрелостей или потнички лучше не беспокоить детей проведением массажа;
  • не рекомендуется делать массаж ребенку, если повышена температура из-за простудного заболевания, перегрева, реакции на прививку или прорезывание зубов;
  • если младенец сегодня не в настроении и капризничает, правильно будет отложить расслабляющий массаж грудничков.

Гимнастика для грудничка

Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни. Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка.

Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом. Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении.

Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими.

Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело – это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного.

Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики – это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться.

Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из не толстого поролона.

Польза гимнастики для грудничка:

  1. Увеличивается приток крови к тканям и мышцам;
  2. Активизируются обменные процессы;
  3. Улучшаются функциональная деятельность коры надпочечников;
  4. Гимнастика для грудничков на мяче развивает вестибулярный аппарат;
  5. Обеспечивается прочное сцепление костей и мышц;
  6. Доставляет малышу радость;
  7. Улучшается сон и аппетит.

Правила проведения гимнастики для грудничка:

  • Комната должна быть проветренной и прогретой до 21°С.
  • Каждое упражнение необходимо  повторять по три (можно больше) раза.
  • Длительность зарядки не должна превышать 15 минут.
  • Сопровождайте каждое свое действие ласковыми словами и улыбкой, чтобы гимнастика формировала у грудничка положительную реакцию на процедуры.
  • Если какое-то упражнение малышу не нравится, уберите его из комплекса и вернитесь к нему спустя какое-то время. Возможно, он до него еще не дорос.
  • Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.
  • Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  • Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.

Гимнастика для месячного ребенка

В этом возрасте большинство грудных деток имеют гипертонус мышц, поэтому зарядка для новорожденных должна быть в основном направлена на расслабление. Можно воспользоваться такими упражнениями:

  • Разведение ручек в разные стороны и скрещивание их на груди.
  • Поднятие ручек вверх-вниз (мельница).
  • Разведение ножек в стороны и сведение их обратно.
  • Вращение бедром, описывая полукруг.
  • Упражнение «книжка» (согнуть ножки малыша в колене и сводить и разводить их, имитируя закрывание и открывание книги).
  • Выкладывание на животик, стимулирующее ребенка поднимать головку.

Каждое упражнение можно  и нужно повторить  около 5 раз. Все движения необходимо выполнять аккуратно и без рывков. Закончить зарядку необходимо небольшим массажем – плавными поглаживаниями рук, ног и  туловища ребенка. Массажу следует уделять столько же время, сколько и гимнастическим упражнениям.

Источник: http://4mum.ru/massazh-i-gimnastika-dlya-grudnichka/

Значение массажа и гимнастики для грудных детей

Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики ребенку грудного возраста

Массаж и гимнастика – практически единственный способ общения с новорождённым, комплекс процедур по проведению массажа и гимнастики имеют лечебно-профилактическую и развивающую направленность.

В некоторых случаях массаж и гимнастика несут общий оздоровительный и развивающий эффект, бывают случаи, когда подобные процедуры помогают исправить врождённые недостатки и вылечить заболевания грудного ребёнка.

В большинстве своем, массаж и гимнастика новорождённых становятся неким ритуалом, участие в котором могут принимать не только мать и дитя, но и остальные члены семьи.

Массаж для грудных детей

Являясь сильным тактильным раздражителем, массаж может вызывать у ребёнка положительные и негативные эмоции. Процедура массажа основана на рефлекторном поведении новорождённого, и в первые дни жизни является одним из немногих способов передачи информации. Массаж грудным детям снимает мышечный тонус и укрепляет нервную систему, способствует развитию двигательного аппарата.

Существует несколько приёмов выполнения массажа: поглаживание, вибрация, растирание, лёгкие удары, пощипывание и элементы точечного воздействия.

Поглаживание и растирание способствует расслаблению мышц, снижает мышечный тонус, успокаивает ребёнка.

Пощипывания и лёгкие удары сокращают мышцы, при вялой брюшной мускулатуре такие приёмы используют, чтобы избежать проблем пищеварения у новорождённых, запоров и газообразования.

При выполнении массажа конечностей необходимо воздействовать на мягкие ткани ребёнка. Ни в коем случае не массировать позвоночник, суставы, также нельзя массировать зону почек и печени, молочные железы у девочек. Есть и противопоказания к назначению массажа грудным детям.

Массаж не выполняют при любых кожных заболеваниях, неправильной работе сердца и органов дыхания, при рахите и др. В некоторых случаях массаж назначается, но только с выполнением при помощи профессионала, в этом варианте массаж несёт лечебную нагрузку.

Общеукрепляющий массаж можно делать самому, предварительно проконсультировавшись с массажистом, который покажет, какими движениями нужно массировать ребенка.

Если имело место недоношенная или переношенная беременность, то малышу, если нет противопоказаний, обязательно рекомендуют делать массаж.

Гимнастика для малышей

Гимнастика – важный фактор развития и нормального роста ребёнка. В первую очередь, гимнастика развивает двигательный аппарат детей, вследствие чего происходит воздействие на все органы и системы организма ребёнка.

Во время гимнастики усиливается кровообращение, происходит более глубокая вентиляция лёгких, укрепляется сердечная мышца. Гимнастика для детей стимулирует рост и развитие костей, что является профилактикой рахита новорождённых. Физиологи доказали зависимость развития двигательного аппарата и нервной системы.

В случаях, когда у ребёнка наблюдается недостаток движения, происходит торможение развития нервной деятельности.

Читайте также:  Какие правила постановки банок?

Нельзя забывать, что движение в любом возрасте приносит детям радость и положительные эмоции. Недаром в прежние времена детей наказывали, запирая их в пустых комнатах, или ставили в угол. Обездвижение может причинить ребёнку физические и психологические страдания.

Часто родители сетуют на поведение спокойных детей перед сном, когда ребёнок без видимой причины начинает плакать и капризничать. Причиной может оказаться малоподвижность ребёнка в течения дня. Иногда говорят, что ребёнок не отдал «накопленную энергию». Гимнастика в полной мере позволяет решить подобные проблемы на любом этапе развития ребёнка.

Гимнастика может быть развивающей и лечебно-оздоровительной, когда с её помощью можно устранить многие хронические заболевания у детей, а также врождённые недостатки.

Выполняя несложные процедуры грудным детям, можно собрать вместе всю семью. Гимнастика и массаж для детей может стать прекрасным поводом для общения со старшими детьми, сближения отца и ребёнка и т.д.

Гимнастика и массаж – не только физиологические процедуры, это радость для новорождённого, момент общения с матерью. Гимнастика и массаж помогают привить ребёнку полезные привычки с раннего возраста, любовь к здоровому образу жизни.

Пусть время, проведённое за полезным занятием, доставит радость родителям и малышу.

Источник: http://mirsovet.ru/ot_rozhdeniya_do_shkoly/znachenie_massazha_i_gimnastiki_dlya_grudnyh_detej.html

Вибрационный массаж грудной клетки

Исходное положение: ребенок на спине, ногами к сестре-воспитательнице.

Выполнение: сестра-воспитательница охватывает грудную клетку ребенка так, чтобы большие пальцы свободно ложились спереди, пониже сосков, остальные сзади, а ладони плотно прилегали к боковым поверхностям грудной клетки. Затем производятся быстрые, ритмичные движения от ног к голове и обратно. Во время этих движений ладони и пальцы сестры-воспитательницы ощущают свободно скользящие поверхности ребер.

Данный прием путем воздействия на нервную систему (межреберные нервы) рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

Сгибание и разгибание рук

Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении.

Выполнение: сестра дает ребенку охватить большие пальцы ее рук; сама же придерживает руки ребенка

только в случае надобности. Затем она производит сгибание и разгибание рук попеременно, т. е. при сгибании одной руки другую разгибает..

При разгибании следует двигать руку вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо той же стороны, а при сгибании — пальцы сестры-воспитательницы должны прикоснуться к плечу, а не к груди ребенка.

Таким образом, при этом упражнении ребенок слегка поворачивается с боку на бок.

Сгибание и разгибание рук:

  • Движение пассивное, но может быть и активным.
  • Работают сгибатели и разгибатели рук; отчасти и мышцы плечевого пояса.
  • В дальнейшем, после б месяцев, это упражнение усложняется использованием колец.

Источник: https://www.kelechek.ru/gimnastika_i_massazh_v_rannem_vozraste/metodicheskie_ukazaniya_k_provedeniu_gimnast/6139.html

Гимнастика и массаж для детей грудного возраста

Массаж для грудных детей в основном состоит из поглаживающих и растирающих движений.

Приступая к массажу, необходимо прежде всего тщательно вымыть руки, чтобы в процессе его не нанести на нежную кожу малыша различные болезнетворные микробы, бактерии и грязь. Для проведения массажа и гимнастики грудного ребенка необходимо уложить на стол, предварительно покрытый одеялом или пеленкой, сложенной в несколько раз, или на диван или кровать с твердой поверхностью.

Каждое упражнение или прием массажа должны повторяться два-пять раз. Общая продолжительность физкультурных мероприятий первоначально не должна превышать 10 минут. По мере роста ребенка количество упражнений и продолжительность гимнастики и массажа будет постепенно возрастать.

Гимнастику и массаж можно чередовать между собой или проводить поочередно в течение дня: утром массаж, вечером гимнастика или наоборот. Лучше всего массаж делать на ночь, так как он действует на организм малыша успокаивающе и способствует здоровому и крепкому сну.

При проведении массажа улучшается кровообращение, а кожа и мышцы тела ребенка становятся более эластичными, гибкими и упругими. После массажа или гимнастики кормление малыша возможно лишь по истечении тридцати-сорока минут.

Теперь ближе познакомимся с тем, какие гимнастические упражнения можно проводить с грудными детьми и каково их влияние на детский организм.

Гимнастика малыша должна включать в себя упражнения по развитию и укреплению мышц спины, мышц рук, ног, мышц туловища и живота.

Упражнение 1

Ребенка положить на правый бок и, придерживая его одной рукой, указательным пальцем другой руки делать скользящие движения по позвоночнику сверху вниз. Это упражнение хорошо развивает и укрепляет мышцы спины.

Упражнение 2

Ребенка уложить на спину. Обеими руками захватить его руки и развести их в разные стороны. Затем свести руки малыша вместе и скрестить их на груди. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы рук.

Упражнение 3

Ребенка уложить на живот. Взять его за ноги и приподнять нижнюю часть тела над столом. При этом ребенок должен касаться руками поверхности стола и продвигаться на руках взад и вперед. Это упражнение одновременно укрепляет мышцы рук и спины. Его можно проводить с детьми, которые к этому времени способны делать упор на руки.

Упражнение 4

Уложить ребенка на спину. Захватить руками его ноги в области щиколоток. Затем поочередно сгибать ноги в коленях, касаясь ими его живота. Это упражнение способствует укреплению мышц ног.

Упражнение 5

Уложить ребенка на живот. Захватить его за нижнюю часть туловища, прижимая к своей груди его попу. Ребенок при этом поднимается на руках и выполняет движения по захватыванию или перемещению игрушек, лежащих на столе. Это упражнение укрепляет мышцы туловища. Его может выполнить лишь тот ребенок, который уже научился брать игрушки и другие предметы.

Упражнение 6

Это упражнение проводится аналогично упражнению 4, с той лишь разницей, что сгибание ног идет одновременно, а не поочередно. Данное упражнение развивает и укрепляет мышцы ног и живота.

Упражнение 7

Уложить ребенка на спину. Взять его за ручки и не спеша помочь ему сесть. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы живота. Его может выполнить ребенок, который уже пытается самостоятельно садиться.

Упражнение 8

Положить ребенка на живот. Подвести под него свои руки и приподнять малыша над столом. Причем одна рука должна удерживать ребенка в области груди, а другой рукой необходимо держать его за ноги на уровне щиколоток.

При выполнении этого упражнения ребенок будет самостоятельно пытаться удержать голову в горизонтальном положении, у него будут напрягаться мышцы шеи и туловища. Данное упражнение способствует укреплению этих мышц.

Упражнение 9

Это упражнение производится аналогично упражнению 7, с той лишь разницей, что он самостоятельно держится за предложенную ему палку, а не за руки взрослого человека. Это упражнение поможет развить и укрепить мышцы рук и живота, но его может выполнить ребенок, который умеет самостоятельно сидеть.

Упражнение 10

Уложить ребенка на живот. Взять его за руки. Развести руки ребенка в разные стороны, приподнимая верхнюю часть его туловища над столом. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы спины, шеи и рук. Его способен выполнить ребенок, который умеет самостоятельно держать голову.

Как уже отмечалось выше, массаж для детей грудного возраста качественно влияет на развитие всех органов малыша и их укрепление.

При регулярном проведении массажа у ребенка правильно формируется скелет и мышечная система.

Кроме того, массаж способствует улучшению кровообращения и ускорению обменных процессов, происходящих в детском организме. Мышцы и суставы ребенка становятся более гибкими и эластичными.

Подготовительные мероприятия перед проведением массажа обычные. Прежде чем приступить к массажу ребенка, необходимо тщательно вымыть руки с мылом и насухо вытереть их полотенцем.

Затем уложить ребенка на стол или кушетку и обнажить те участки тела, на которых будет проводиться массаж. Как при гимнастике, надо следить за температурным режимом в комнате, предварительно проветрить помещение.

После этого на тело ребенка и на руки массажиста необходимо нанести крем или тальк в зависимости от типа кожи малыша. И можно приступать к массажу.

Поглаживание и растирание поверхности тела ребенка – основные приемы массажа для детей грудного возраста – необходимо проводить медленными и осторожными движениями рук и пальцев. Это позволит избежать повреждений нежной кожи малыша.

Чтобы промассировать руки и ноги малыша, надо слегка их согнуть, расслабив мышцы.

Резко сгибать и разгибать конечности малыша не рекомендуется, так как в грудном возрасте у него еще до конца не сформировался скелет и мышечная ткань, а суставы и связки очень гибкие.

При резком движении мышцы и связки ребенка могут растянуться, что приведет к резкой боли и нежелательному последствию: нарушится развитие костно-мышечной системы малыша.

Поглаживающие движения ручек малыша необходимо производить от кисти к плечевому суставу. Ноги ребенка массируют снизу вверх, начиная от стопы.

Первоначально массаж, кроме поглаживания и растирания поверхности тела ребенка, должен включать упражнения пассивного характера.

Кроме сгибаний и разгибаний конечностей, это могут быть и движения пальцев массажиста по средней линии спины малыша или подталкивание малыша с упором его ножек в руки массажиста. Имея упор под ножками, даже трехмесячный ребенок будет пытаться оттолкнуться от него.

При этом он совершает движения всем телом, так как в процессе отталкивания участвуют мышцы ног, рук, и при этом ребенок пытается приподнять голову.

Надо строго следить за тем, чтобы в процессе массажа не причинить боль малышу, иначе он откажется в дальнейшем от этой процедуры. Массаж должен успокаивать и расслаблять малыша, доставлять ему удовольствие.

Когда ребенку исполнится 4–5 месяцев, пассивные движения малыша необходимо постепенно усложнять, вводя активные упражнения, так как к этому времени ребенок уже умеет самостоятельно держать головку, а некоторые сидеть и даже ползать. Малыш способен брать и двигать предлагаемые ему игрушки и другие предметы. Теперь движения малыша при выполнении гимнастических упражнений и массажа должны быть направлены на развитие и закрепление этих умений и навыков.

Массаж для детей грудного возраста должен включать в себя приемы и способы, укрепляющие и развивающие мышцы, суставы и костную систему спины, рук и ног. Вот некоторые из них.

Массаж рук малыша

Ребенка уложить на спину. Одной рукой захватить его ручку в области кисти, а другой осуществить пять-семь поглаживаний, начиная их от кисти руки ребенка и заканчивая в области плеча.

Массаж ног малыша

Ребенка уложить на спину. Одной рукой захватить его ножку в области щиколотки, а другой произвести поглаживания, направляясь от стопы к области паха.

Читайте также:  Чем опасно лазерное излучение?

Массаж спины ребенка

Ребенка уложить на живот. Тыльной стороной обеих рук произвести поглаживание спинки малыша, начиная от ягодиц и заканчивая движение в верхней части спины.

Этот прием массажа можно использовать как для малышей-грудничков, так и для ново-рожжденных детей. При выполнении этого приема ребенок грудного возраста будет поднимать головку, упираясь ручками в поверхность кушетки.

Это будет способствовать укреплению не только его спины, но и скелета и мышц шеи, головы и рук.

Любые физические упражнения пассивного или активного характера, положительно влияют на общее развитие и здоровье малыша.

Они способствуют нормальному функционированию всех органов и систем ребенка, развитию двигательных навыков малыша. Ребенок растет подвижным и здоровым.

В новорожденном возрасте, то есть в период до трех-четырех месяцев, физические упражнения носят пассивный характер. Они, главным образом, направлены на безусловные рефлексы малыша.

К трем-четырем месяцам ребенок способен выполнять некоторые простейшие движения. Именно поэтому в этот период роста малыша при проведении физкультурных мероприятий и массажа необходимо к пассивным упражнениям добавлять активные.

Это могут быть упражнения по скрещиванию, сгибанию и разгибанию рук и ног малыша, спины, упражнения с элементами ползания и захвата игрушек и другие.

Игрушки при этом лучше использовать легкие и яркие, чтобы малыш замечал их на поверхности кушетки и мог легко взять или передвинуть.

Уже к шести-семи месяцам ребенок может самостоятельно ползать. В этот период физические упражнения должны быть более разнообразны и направлены на развитие и укрепление различных групп мышц и суставов, конечностей малыша.

В этом возрасте, выполняя гимнастические упражнения с малышом или осуществляя массаж, необходимо разговаривать с ним, так как ребенок уже способен различать речь взрослых и выполнять некоторые указания родителей. Беседа с малышом будет способствовать и развитию его речи.

Ребенку можно порекомендовать взять игрушку, сесть или перевернуться на другой бок, со спины на живот и наоборот. Эти движения ребенок шести-восьми месяцев может выполнить самостоятельно или с незначительной помощью взрослого.

Совершая потягивания, приседания и переворачивания, ребенок тем самым производит комплексное развитие и укрепление своего организма.

Ближе к году гимнастические упражнения ребенка должны носить более сложный характер. В этом возрасте ребенок, как правило, может самостоятельно сидеть, стоять, ходить, приседать и тому подобное. Именно поэтому гимнастические упражнения должны закреплять эти навыки и умения.

Выполняя их (упражнения), ребенок может самостоятельно или с помощью взрослых приседать, поднимать игрушки с пола или перекладывать их с места на место, поднимать ноги и руки, сгибать под различным углом свое туловище, опускать или запрокидывать голову и так далее.

Гимнастика ребенка в этом возрасте должна включать упражнения по развитию его активности и самостоятельности.

Источник: https://aupam.ru/pages/profilaktika/d_m_mkdr_vozr/page_05.htm

Массаж и гимнастика для детей грудного возраста

Движения у детей грудного возраста формируются на основе безусловных (врожденных) рефлексов, которые по мере образования условных двигательных рефлексов угасают.

Грудной возраст— это возраст от 1 мес. до 1 года. До 1 мес. у новорожденных пульс — 120-140 уд./мин, к концу года—110-120.

В целях укрепления и совершенствования физического и психического состояния ребенка целесообразно применять массаж и физические упражнения.

Для детей до 1 года применяют массаж, упражнения рефлекторные, пассивные и активные упражнения.

Рефлекторные (неосознанные) движения возникают у ребенка до 3-4 мес. в ответ на раздражение, и это используют для рефлекторных упражнений.

Целесообразно назначать массаж с 2-3-недельного возраста и до 1,5 мес. применять только легкое поглаживание рук, ног, груди, живота, спины.

Продолжительность массажа — 5-7 мин.

При проведении массажа выделяют пять возрастных групп:

  • I — дети в возрасте от 1,5 до 3 мес;
  • II — от 3 до 4 мес;
  • III — от 4 до 6 мес;
  • IV — от 6 до 9 мес;
  • V — от 9 до 12 мес.

Во время занятий ребенка обнажают, для этого температура воздуха в помещении должна быть не ниже +22 °С.

Занятия со здоровыми детьми могут проводить ежедневно родители, пользуясь пособиями по массажу. С больными детьми занятия проводит массажист по показаниям, 2-3 раза в день с интервалом 30-40 мин, за час до кормления или спустя час после кормления и обучает этому родителей.

Общая продолжительность занятия — от 6-8 до 10-15 мин.

Во время процедуры необходимо ласково разговаривать с малышом. Массаж следует проводить, включая только тяжесть кисти, легко и нежно.

Не разрешается массировать детям до 1 года область печени (правое подреберье), суставы.

Особая осторожность необходима при массаже мест проекции почек, селезенки.

Занятия должны приносить ребенку радость, он должен воспринимать их как игру. Если ребенок во время занятий начинает плакать, следует уменьшить дозировку, успокоить его, показать яркие игрушки.

Использование рефлекторных упражнений до 3-4 мес. Помогает развивать двигательные навыки. Применяют рефлекторные упражнения только тогда, когда эти рефлексы у ребенка есть. Рефлекс ползания возникает при положении на животе и усиливается, если к подошвам приставить ладонь, от которой ребенок отталкивается ногами.

Хватательный рефлекс проявляется при надавливании на ладони; ребенок в ответ так сильно обхватывает пальцы взрослого, проводящего занятия, что можно поднять малыша вверх. При проведении с легким нажатием пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее в положении ребенка на боку возникает рефлекс разгибания туловища.

При массаже ребенку до 3-4 мес. применяют только поглаживание.

Массаж сгибателей должен понижать тонус мышц, поэтому поглаживание проводят медленно и поверхностно.

Массаж разгибателей направлен на повышение их тонуса, и прием поглаживания должен быть более энергичным и глубоким. На руке сгибатели расположены на ее внутренней поверхности, на ноге — на задней поверхности.

При проведении массажа следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. До полного исчезновения повышенного тонуса используют только рефлекторные и пассивные упражнения.

С 4-месячного возраста массаж и пассивные движения можно дополнять активными упражнениями при ползании. При массаже можно применять растирание, разминание, похлопывание.

В возрасте 5 мес. ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц спины позвоночник сгибается; при поддержке под мышки он может стоять прямо, удерживать полминуты игрушки в руках. Полугодовалый малыш поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, хватает игрушки одной рукой.

В 7 мес. ребенок может подниматься на четвереньки, на колени, ползать, сидеть с поддержкой под мышки, переступать.

В 8 мес. он садится и из этого положения ложится, встает с посторонней помощью, пытается ходить.

В 9 мес. малыш пытается стоять без опоры и, при поддержке, ходить за стулом, может из положения стоя садиться. В этом возрасте ребенок начинает понимать речь, и ему уже следует давать указания: ≪Возьми≫. ≪Сядь≫.

Источник: https://mamovediya.com.ua/ru/massazh-i-gimnastika-dlya-detei-grudnogo-vozrasta

Методика массажа и гимнастики детям в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.

В первые месяцы жизни необходимо использовать в упражнениях только те рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы избежать усиления сгибателей. Что касается пассивных движений рук и ног, то в этом возрасте они не могут иметь места, т.к.

при наличии гипертонии сгибателей применение этих движений связано с резким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним. Из массажных приемов в этом возрасте применяется только поглаживание.

Последовательность:

  1. Поглаживание рук.
  2. Поглаживание ног.
  3. Выкладывание на живот 10-15 секунд.
  4. Поглаживание спины.
  5. Рефлекторное разгибание позвоночника 2-3 раза на каждом боку.
  6. Массаж живота.
  7. Массаж стоп.
  8. Рефлекторные упражнения для стоп.
  9. Выкладывание на живот.
  10. Рефлекторное ползание 2-3 раза.
  11. Поглаживание груди.
  12. Рефлекторное разгибание ног 2-3 раза.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 4 МЕСЯЦЕВ.

В этом возрасте исчезает гипертонус сгибателей рук, но еще может остаться гипертонус сгибателей мышц ног. На основании этого постепенно вводят пассивные движения для рук.

С 3 месяцев появляются первые попытки ребенка к перемене положения тела (со спины на живот), которые надо поддерживать упражнениями. Повороты основаны на безусловном вестибулярном рефлексе (поворот таза – поворот туловища и головы).

К 3 месяцам исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.

Движения при массаже становятся более интенсивными: вводится новый прием – растирание, которое производится подушечками чуть согнутых пальцев, можно также делать кольцевое растирание.

При массаже ребенка ставятся следующие задачи: достижение нормализации тонуса ног, воспитание первых навыков в изменении положения тела, развитие ручной умелости.

Последовательность:

  1. Массаж рук (поглаживание, кольцевое растирание).
  2. Скрещивание рук на груди 5-7 раз.
  3. Массаж ног (поглаживание, кольцевое растирание).
  4. «Скользящие шаги» 4-5 раз каждой ногой.
  5. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.
  6. Массаж спины.
  7. Рефлекторное разгибание позвоночника, 2-3 раза на каждом боку.
  8. Положение «пловца», 1 раз.
  9. Массаж живота.
  10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине, 2-4 раза.
  11. Массаж стоп.
  12. Рефлекторные упражнения для стоп.
  13. Массаж груди (поглаживание и вибрационный массаж).
  14. «Бокс» руками.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ.

В этом возрасте происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног, поэтому необходимо вводить пассивные движения для ног.

В этот период массаж становится еще более продолжительным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, используется также прием разминания. Обычно применяют его самые нежные варианты – валяние, щипцеобразное разминание. Движения должны быть мягкими, ритмичными, в среднем темпе. При выполнении этого приема следует избегать резких рывков и защипывания кожи между пальцами.

Главными задачами массажа и гимнастики являются: нормализация тонуса мышц ног, развить опорную реакцию стоп, научить ребенка удерживать предметы, развивать ритмичность движений.

Последовательность:

  1. Массаж рук.
  2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
  3. Массаж ног.
  4. «Скользящие шаги», 5-6 раз каждой ногой.
  5. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.
  6. Массаж спины и ягодиц.
  7. «Парение» в положении на животе, 1 раз.
  8. Массаж живота.
  9. «Присаживание», 1 раз.
  10. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.
  11. Массаж груди (акцент на межреберные промежутки).
  12. «Парение» в положении на спине, 1 раз.
  13. «Бокс» руками.
  14. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, 5-6 раз каждой ногой.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ.

Читайте также:  В чем преимущества парентерального пути?

После 6 месяцев дети могут, напрягая одну мышечную группу, одновременно расслаблять мышцы противоположного действия (например: напрягать мышцы спины, а расслаблять мышцы брюшного пресса).

В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию движений. Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т.д., которые должны быть всегда одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.

Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не массировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится более энергичным и разнообразным, используются все массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Основными задачами, которые должны быть решены в ходе занятий, являются: научить ребенка ползать, воспитать координацию и ритмичность движений, развивать понимание речи.

Последовательность:

  1. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, 4-6 раз каждой ногой.
  3. Поворот со спины на живот вправо 1 раз.
  4. Массаж спины и ягодичной области (все приемы).
  5. Рефлекторное разгибание позвоночника, 2-3 раза на каждом боку.
  6. Массаж живота.
  7. «Присаживание» при поддержке за обе руки, 2 раза.
  8. Круговые движения руками, 4-6 раз.
  9. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.
  10. Поворот со спины на живот вправо 1 раз.
  11. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки, 1-2 раза.
  12. Массаж груди (круговое поглаживание, поглаживание по межреберьям и вибрационный массаж).
  13. «Присаживание» при поддержке за руки, 1-2 раза.
  14. «Бокс» руками.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ.

Особенность этого возрастного периода – развитие пассивной речи, т.е. понимание речи: к 10 месяцам ребенок не говорит еще не слова, но уже многое понимает.

Поэтому, занимаясь с ним, нужно сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой.

Название действия сочетается с самим действием и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого.

Многие известные упражнения выполняются несколько иначе – исходное положение уже совсем другое. Ребенок уже не лежит, а сидит или стоит.

Массаж проводится по общему плану с использованием всех приемов.

Основная задача занятий: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка.

Последовательность:

  1. Сгибание и разгибание рук с предметами в положении сидя и стоя, 5-6 раз каждой рукой.
  2. «Скользящие шаги», 5-6 раз каждой ногой.
  3. Поворот со спины на живот по 1 разу в каждую сторону.
  4. Массаж спины (все приемы).
  5. Поднимание туловища, из положения на животе до вертикального при поддержке за руки или предмет,1-2 раза.
  6. Наклон туловища и выпрямление, 2-3 раза.
  7. Массаж живота.
  8. Поднимание выпрямленных ног до ориентира, 6-8 раз.
  9. «Присаживание», 2-3 раза.
  10. Напряженное выгибание.
  11. Приседания при поддержке за руки, 4-6 раз.
  12. «Присаживание» при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.
  13. Круговые движения руками, 4-6 раз.
  14. Ходьба с поддержкой за руки.

ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА.

Врожденный вывих бедра – это неправильное взаиморасположение элементов тазобедренного сустава. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих и предвывих бедра.

Одной из причин вывиха бедра может быть дисплазия тазобедренного сустава – это ограничение отведения бедер. Нарушения отмечаются во всех элементах: Вертлужной впадине, головке бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой. Изменения в них связаны с недоразвитием этих тканей.

Симптомы:

  1. ограничение отведения бедра в сторону
  2. “щелчок” (соскальзывание)
  3. не соответствие складочек на бедре и ягодицах
  4. укорочение ноги.

Цель массажа: профилактика и устранение контрактур, формирование тазобедренного сустава и восстановление его формы, укрепление мышц, приводящих в движение тазобедренный сустав, развитие в полном объеме движения в тазобедренном суставе, фиксация суставов в положении их коррекции.

В комплекс лечебных мероприятий входят: лечение положением(с использованием различного рода шин, широкого пеленания), массаж и приемы лечебной гимнастики. Массаж должен чередоваться с упражнениями.

Методика массажа:

  1. пояснично-крестцовая область (поглаживание, растирание)
  2. ягодицы (поглаживание, растирание, разминание в виде пощипывания)
  3. тазобедренный сустав (тщательное круговое поглаживание и растирание)
  4. дифференцированный массаж нижней конечности (расслабляем внутренние мышцы и укрепляем наружные мышцы нижней конечности).

Для расслабления приводящих мышц бедра применяют точечный массаж с одновременным отведением ноги. Подушечкой среднего пальца мягко надавить в область тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу Кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием.

С целью расслабления мышц бедер выполняют вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание ног на весу (лежа на животе, ноги свисают), потряхивание (сидя ноги потряхивают). Полезны упражнения в теплой воде, рефлекторная ходьба и подтанцовывание.

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ.

Определяется в первые дни жизни ребенка.

Симптомы: гипервозбудимость (прогноз благоприятный), симптомы угнетения ЦНС, нарушение зрения, речи.

Основной вид лечения – массаж. При повышенном гипертонусе массаж направлен на снижение возбудимости. При гипофункции и атонии проводят стимуляцию, возбуждение нервной системы. При нарушении зрения проводят зрительное возбуждение цветами, формой игрушек. При расстройстве слуха выполняют массаж головы, шеи, воротниковой зоны, рефлекторных зон головы.

Схема массажа при энцефалопатии:

  1. спина от 1-12 грудные позвонки
  2. поясничная область 1-5 поясничные позвонки
  3. шея и воротниковая зона
  4. ягодицы и тазобедренные суставы
  5. бедра
  6. нижние конечности (пальцы, стопа, голень)
  7. грудь, плечевые суставы
  8. верхние конечности

Принцип массажа конечностей – направление по лимфотоку к периферическим лимфоузлам (снизу вверх).

Курс массажа 10-15 процедур.

ПОЛИОМИЕЛИТ.

Острое вирусное заболевание, обусловлено поражением клеток передних рогов спинного мозга и ядер двигательных черепных нервов, приводящих к развитию вялых параличей.

Поражение мышц носит избирательный характер. В одних случаях вялый паралич охватывает группу мышц, а в других – отдельные пучки мышц.

Цель массажа: предупреждение атрофии, восстановление двигательной функции, улучшение крово- и лимфообращения.

Массаж назначается во всех стадиях.

Массаж начинают с первых дней проявления паралича.

Последовательность:

  1. воротниковая зона
  2. спина, особенно паравертебральные области, включая приемы сегментарного массажа
  3. ягодицы
  4. нижние конечности, начиная с проксимальных отделов, сначала здоровую, потом парализованную ногу
  5. руки
  6. живот

Детям рекомендуется общий массаж. Движения медленные, ритмичные, без задержки.

Рекомендуется проводить движения во всех суставах.

Курс массажа 20-25 процедур.

ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА.

Пупочная грыжа – это следствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупочного кольца. Она может возникнуть в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Рахит и гипотрофия, снижающие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи.

Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным выпячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки.

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности может наступить самоизлечение пупочной грыжи.

При небольших пупочных грыжах применяют консервативное лечение – массаж, гимнастические упражнения, повязки из липкого пластыря или периодическое выкладывание ребенка на живот.

При больших пупочных грыжах применяют хирургическое вмешательство.

Массаж начинают с 2-3 недель жизни ребенка при заживлении пупочной раневой поверхности. При массаже живота необходимо мягко, нежно вправить грыжу. Все движения выполнять по часовой стрелке. Особое внимание при массаже уделить косым и прямым мышцам живота.

С 1,5 месячного возраста подключаются более энергичные приемы – растирание, надавливание. Массаж сочетается с выкладыванием ребенка на живот и рефлекторными упражнениями (“парение”, поза “пловца”, поворот со спины на живот).

Все упражнения лечебной гимнастики должны выполняться только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).

ЗАПОРЫ.

Детям, страдающим запорами, хорошо помогает массаж живота. Данную процедуру следует выполнять 5-6 раз в течение дня. Продолжительность ее 5 минут.

Последовательность;

Следует произвести круговое поглаживание живота.

Затем выполнить растирание косых мышц живота.

После чего ребенка положить на живот и провести массаж спины:

  • поглаживание длинных мышц спины в направлениях снизу вверх и сверху вниз
  • растирание длинных мышц спины
  • разминание мышц спины
  • поколачивание длинных мышц спины.

Затем дать ребенку возможность полежать, а лучше поползать на животе.

РАХИТ.

В основе заболевания лежит нарушение обмена кальция и фосфора в скелете растущего организма. Это Тяжелое хроническое заболевание детского организма, протекающее в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Вследствие нарушения кальциево-фосфорного соотношения при рахите организм ребенка теряет способность откладывать известь в растущие кости и извлекает соли кальция из уже сформировавшейся костной ткани. В результате рахит проявляется целым рядом расстройств окостенения и роста скелета: кости становятся мягкими, истонченными, легко искривляющимися и ломкими.

При рахите поражается не только костно-хрящевая система. В значительной степени поражается мышечная система в связи с недостаточным поступлением в мышцы богатых энергией фосфорных соединений, нарушением кальциевого обмена.

Отмечается дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость, нарушение функции дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц, деформации грудной клетки.

Одновременно у ребенка нарушается деятельность сердечно-сосудистой и кроветворной системы (анемия). Умственное развитие ребенка, больного рахитом, обычно запаздывает. При рахите дети предрасположены к инфекциям и тяжелым осложнениям.

Большое значение в лечении детей, больных рахитом, имеют комплексы массажа и лечебной гимнастики.

Их применение улучшает обменные процессы, предупреждает развитие болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы, нормализует сон. Приемы массажа должны предшествовать гимнастическим упражнениям.

В первую очередь при массаже должны подвергаться воздействию наиболее развитые мышцы, а затем более слабые. В период цветущего рахита из массажных приемов применяют только поглаживание. При затухании рахита применяют все массажные приемы.

Вначале применения комплексов массажа и гимнастики наибольшее количество времени отводится массажу, наименьшее гимнастике.

Но уже в первые недели, для стимулирования активных движений вводятся рефлекторные упражнения, основанные на кожно-мышечных рефлексах,и несложные пассивные движения, главным образом, для конечностей.

В дальнейшем пассивные упражнения усложняются и заменяются упражнениями с “помощью”. К концу курса лечения активные движения должны занимать 50% времени сеанса. В период затухания рахита запрещается переразгибание в суставах.

Все упражнения вначале проводятся в горизонтальном положении, а по мере выздоровления в вертикальном.

В период разгара болезни при сильном искривлении нижних конечностей следует избегать ставить ребенка.

В период выздоровления, наоборот, надо стимулировать ребенка к естественным движениям, так как во время ходьбы усиленно функционируют разгибатели, что способствует выпрямлению нижних конечностей.

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев.

Источник: https://infopedia.su/3xc510.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector