Что такое сестринский уход?

Оценка качества и результатов ухода По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.

Роль медсестры С одной стороны, медсестра – это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, а с другой – это помощник врача, выполняющий его назначения.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы

Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии. Возросла ответственность сестер, и изменилось их отношение к своей профессии.

Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль. Это особенно заметно в паллиативной медицине и хосписном движении.

В 1990-х годах открылись факультеты высшего сестринского образования на базе нескольких санкт-петербургских медицинских институтов. В Москве Медицинский колледж №1 им. Сеченова, 2-ой Мединститут и другие вузы открыли факультеты высшего сестринского образования.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

  • концепция сестринского дела,
  • модель сестринского ухода,
  • сестринский процесс,
  • сестринский диагноз.

Концепция – это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода — это реализация концепции сестринского дела, то есть образец, по которому мы действуем, это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Ядро каждой модели — это понимание потребностей пациента, этапов сестринского процесса и роли сестры в его осуществлении.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи.

Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента. В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода. В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:

  1. Нормально дышать
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности..
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Одеваться и раздеваться.
  7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
  10. Поддерживать общение с другими людьми , выражая свои эмоции и мнения.
  11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Удовлетворять свою любознательность, нормально развиваться.

Единой модели на сегодняшний день не существует.

Мы можем обеспечить больному профессиональный медицинский уход, оказать помощь в удовлетворении его жизненных потребностей, решить его социальные проблемы, окружить заботой и вниманием, но останется часть его личности, которая будет не реализована и не востребована.

Эта часть связана с жизнью души. Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как: -иметь жизненные ценности
— отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой ( В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.

Читайте также:  Как осуществить уход при сахарном диабете?

Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное, стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде, чем больного лечить, надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим в заботе не только о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Для этого надо приобрести милостивое сердце, чувство сострадания. Цель нашего сестринского дела: «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной», а задача сестры – стяжать эту любовь.

Только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя. Мы сами открываемся себе в своей глубине.

Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становится почти всегда беден.

Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни.
Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека, через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение.

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия. Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.

Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу — как заказ, и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.

Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному.

Сестры милосердия проживают вместе с больным Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно.

И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно.

А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному».

Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому договор, который мы заключаем, динамичный, а критерием оценки своей работы мы считаем стабилизацию или улучшение состояния больного, изменение христианского качества его жизни, и, прежде всего, духовное возрастание. Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных.

На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности младшая сестра, медицинская сестра или старшая сестра несет юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества.

Читайте также:  Какой должен быть сестринский процесс?

Несколько слов о форме сестры милосердия.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…», — из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.
В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу.
Белый фартук и плат с красным крестом на нем – форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.
Требование нашей патронажной службы к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме — наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

«Форма дух бережет» — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову.

По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя , отец Петр , настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа , выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами : «Форма дух бережет».

Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.
Сестринская форма также прежде всего «дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.
Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.
Иногда, в трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, форма защищает от раздражительности, агрессии, попыток перейти границы в общении — ведь дежурить приходиться у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными.

Особенно это важно в условиях ухода на дому. В любом лечебном учреждении и дома у больного сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия.

Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не она представляет форму, а форма рекомендует ее, дает ей некий аванс.

Это не менее важно для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватного или находящегося в состоянии спутанности сознания, когда в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле его зрения – белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия.

Мы наблюдали, что это не только успокаивает больного, но и быстрее возвращает к действительности, дает возможность вернуться в реальность. Особенно это очевидно на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного, и он внезапно пробуждается.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/model-sestrinskogo-uhoda-pravoslavnoj-patronazhnoj-sluzhby/

Модели предоставления сестринского ухода

Модели предоставления сестринского ухода

Научной основой сестринского процесса являются:

  • теории (и модели) сестринского дела
  • теория окружающей среды
  • теории гуманистической психологии
  • теория адаптации и стресса
  • анатомические, физиологические, биохимические, психические и социальные причины заболеваний
  • теории обучения
  • теория научной организации труда (НОТ)
  • виды вмешательств медицинской сестры:
  • Зависимое — выполнение назначений врача
  • Взаимозависимое — ассистирование
  • Независимое — действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого назначения врача. То и есть осуществление профессионального ухода, связанного с проблемами пациента.

Теория сестринского дела подразумевает ряд положений, которые, в свою очередь, авторы разных моделей видят по-разному. Этими основными положениями теории являются:

  1. пациент один из главных объектов деятельности сестринского персонала
  2. необходимость выявления источников проблем пациента
  3. обоснованность направленности сестринской деятельности и целей ухода
  4. обоснованность способа вмешательства
  5. обязательность оценки качества и результата
Читайте также:  Что входит в работу медицинской сестры?

В настоящее время существуют следующие модели сестринского ухода:

  1. врачебная (традиционная)
  2. модель Хендерсон
  3. модель Роупер, Логан, Тайэрни
  4. модель Джонсон
  5. модель Рой
  6. модель Орем

Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестёр, так и в практической деятельности.

Основные положения теории ухода Сестринская модель ухода Врачебная модель ухода
1. Направленность ухода Потребности здорового человека заболеваний, нозологических единиц и состояний
2. Цель ухода Вмешательства, направленные на замену самостоятельного удовлетворения потребностей и обучение самостоятельному удовлетворению потребностей Восстановление деятельности
3. Способы ухода Определяются сестрой совместно с пациентом и/или его родственниками Определяются врачом
4.
  • — зависимая
  • взаимозависимая
  • независимая
5. Оценка сёстрами результатов Обязательна по каждой из потребностей Не обязательна, так как

Итак, сестринский процесс, включает следующие этапы:

1. Оценка состояния пациента по следующим данным:

  1. субъективным (опрос пациента и его родственников)
  2. дополнительным (врачебная документация)

2. Интерпретация полученных данных:

  1. когда есть трудности в удовлетворении основных потребностей человека. Проблемы могут быть:
  2. потенциальными (прогнозируемыми м/с при определённых обстоятельствах)

3. Постановка целей и планирование ухода

Цель — это то, чего хотят добиться пациент и медсестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента, записаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно.

4. Реализация составленного плана:

  • выполнение действий, направленных на достижение целей, включающие документальное изложение информации о выполнении специфических сестринских действий

5. Оценка результатов и их коррекция

  • определение достигнуты ли поставленные цели
  • эффективно ли это для решения конкретной проблемы пациента

Сестринская документация при таком подходе включает:

  • протокол сестринских вмешательств (по манипуляциям и процедурам)

Существуют также следующие четыре модели сестринского ухода:

  • Функциональный сестринский уход;
  • Бригадная форма сестринского обслуживания;
  • Полный сестринский уход;
  • Узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

Функциональный сестринский уход эффективное разделение труда и контроль. Старшая медицинская сестра распределяет задания или сферы деятельности медицинским сестрам и контролирует выполнение. Например, одна медсестра отвечает за раздачу лекарств, вторая — за процедуры, третья — за перевязки, младшая медсестра — за кормление и гигиенические процедуры.

Бригадная форма сестринского обслуживания разработана с целью максимального повышения мастерства профессиональных медицинских сестер и контроля за уходом, который осуществляют менее квалифицированные работники. В отделении организуется работа одной, двух или более бригад.

Руководитель бригады назначает задания по обслуживанию пациентов членам бригады. Например, медсестры могут отвечать за обслуживание нескольких пациентов или за выполнение каких-либо заданий. Члены бригады сообщают информацию о пациентах руководителю бригады, а тот доводит ее до сведения врача.

Руководитель бригады несет ответственность за качество обслуживания пациентов, коммуникации с врачами и руководителями других подразделений.

Модель полного обслуживания пациента — медицинская сестра несет юридическую ответственность за пациента, находясь у постели больного, не только решает его проблемы, но и несет ответственность за оценку ситуации и результатов ухода, планирование, вмешательства.

Она ведет от одного до пяти пациентов — в зависимости от состояния больного.

Медсестра передает информацию об изменениях в состоянии пациента врачу или членам междисциплинарной команды (социальному работнику, специалисту по реабилитации), которые не являются медицинскими работникам

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-medicine/113/112683.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector