Что входит в основы сестринского дела?

Вирджиния Хендерсон (Virginia Henderson) родилась в 1897г в Канзасе, штат Миссури, США (Kansas City, Missouri, USA) пятым ребенком в семье из восьми детей. Ее отец был адвокатом для американских индейцев.

Ее мать приехала из штата Вирджиния, куда позже мисс Хендерсон вернулась для получения раннего школьного образования. В 1921г Вирджиния окончила армейскую школу медсестер в Вашингтоне.

Вирджиния Хендерсон — биография и основы ее теории сестринского дела

Затем она окончила Педагогический Колледж при Колумбийском университете со степенью магистра в области сестринского образования и занялась педагогической деятельностью вплоть до 1948г.

Хендерсон известна своим определением сестринского ухода: «Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»

Теория ухода Вирджинии Хендерсон, теперь ставшая классической, впервые появилась в 1955г.

В рамках этой теории Хендерсон попыталась выделить основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом.

Эти 14 основных потребностей были опубликованы в учебнике «О принципах и практике ухода» — одном из первых учебников по сестринскому делу. В числе таких потребностей:

  1. Дыхание
  2. Питание и употребление жидкости
  3. Физиологические отправления
  4. Двигательная активность
  5. Сон и отдых
  6. Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
  7. Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования
  8. Соблюдение личной гигиены
  9. Обеспечение собственной безопасности
  10. Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение
  11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям
  12. Возможность заниматься любимой работой
  13. Отдых и развлечения
  14. Потребность в получении информации

Как правило, здоровый человек не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. Но в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить их самостоятельно.

Таким образом, основной задачей медицинской сестры, по модели Хендерсон, является помощь в скорейшем восстановлении независимости пациента посредством удовлетворения его фундаментальных потребностей.

Кроме того, непременным условием данной модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Эта элегантная модель сестринского ухода за больными, акцентированная на дополняющие возможности пациента, дает четкое определение того, каким должен быть уход и, кроме того, является прекрасной направляющей силой для всей системы здравоохранения.

В 1953 году Хендерсон работала в Йельской Школе Сестринского Дела.

Ее поздние годы были отмечены многочисленными наградами, в том числе почетные докторские степени от Университета Западного Онтарио (University of Western Ontario), Университета Рочестера (University of Rochester), Рушского университета (Rush University), Университета Пейс (Pace University), Американского Католического университета (Catholic University of America), Йельского университета (Yale University), Бостонского колледжа (Boston College), Университет Томаса Джефферсона ( Thomas Jefferson University) и др. Труды Хендерсон, ее публикации в области сестринского дела, брошюры переведены более чем на 20 языков мира.

Этот праздник жизни и достижения мисс Хендерсон отдаляют нас от представления о ней как о реальной женщине. С ее шелковистой манерой растягивать слова, ярко-голубыми глазами, нежными локонами и красивой одеждой мисс Хендерсон являлась воплощением южной дворянки. Она была любезной хозяйкой и обладала прекрасным чувством юмора.

Когда однажды она взяла на себя ответственность за организацию школьной рождественской вечеринки, она сумела привлечь десятки своих коллег в создание подсвечников, вызрезанных из мыла и покрытых золотой бумагой — и в результате серая гостиная превратилась в сверкающую сказочную страну. А когда медсестеры теряли дар речи, будучи представлены Вирджинии Хендерсон, она весело говорила им: «Я знаю, вы думали, что я уже несколько лет как мертва.»

Даже когда ее память и слух ухудшились, это нисколько не ограничило ее в общении, потому что ее любопытство и интерес к людям и их проблемам с возрастом не угасли. Ее жизнелюбие и душевная теплота придавали ей сил и вдохновляли окружающих.

Вирджиния Хендерсон была, вероятно, самой известной медсестрой 20-го века. В ее честь названа Международная Библиотека Сестринского Дела — Virginia Henderson International Nursing Library.

Она разрешила использовать свое имя, при условии что электронная система будет содействовать улучшению работы медсестер, являясь источником необходимой информации.

Она гордилась этим свидетельством совершенствования системы сестринского дела.

Вирджиния Хендерсон умерла в 1996г в возрасте 98 лет. Ее уход имел тот же оттенок тепла, света и доброты, что и вся ее жизнь. После чаепития с шоколадным тортом и мороженым и прощания со своей семьей и друзьями она тихо переместилась из одного мира в другой.

Прощальная панихида состоялась в часовне Баттел в кампусе Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут 6 мая 1996г. Семья мисс Хендерсон попросила, чтобы вместо цветов в качестве мемориальных подарков были внесены пожертвования в Фонд Вирджинии Хендерсон в Йельской Школе Сестринского Дела.

Читайте также:  Какие существуют этапы сестринского процесса?

Источник: http://www.sisterflo.ru/nursing/henderson.php

Вирджиния хендерсон и ее теория сестринского дела

I. Биография В. Хендерсон.

Она родилась 30 ноября 1897 года 5 ребенком из 9 детей в семье Дэниела и Люси Эббот Хендерсон. Первые 4 года Вирджинии прошли в Канзас Сити (штат Миссури, США), но затем семья обосновалась неподалеку от Вашингтона, где Дэниел Хендерсон занимался юридической практикой.

В 1918-1921 гг. окончила армейскую школу, работала патронажной сестрой в Нью-Йорке. С 1922 года началась ее педагогическая деятельность. Она имела степень бакалавра, а затем магистра сестринского образования. Помимо педагогической работы она вела и писательскую деятельность.

Вплотную научно-исследовательской работой в области сестринского дела активно начала заниматься в 50-е годы. В учебнике «О принципах и практике ухода в 5-м издании – дала впервые собственное определение сестринского дела: «Помощь индивиду больному или здоровому в сохранении или восстановлении здоровья, которую он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желания и знания».

Классические труды В. Хендерсон переведены на 28 языках мира. Были опубликованы ряд публикаций в области сестринского дела, брошюры, которые были переведены более чем на 20 языках мира.

В 1958 году впервые была изложена теория в виде основных принципов ухода за больными. В 1964 году опубликована книга «Природа сестринского дела», содержала описание концепций уникальной функции сестринского дела.

Этот труд был переиздан в 1961 году, а 6-ое издание стало классическим, по нему ведется обучение сестер во многих сестринских школа разных стран мира.

II. Основы теории В. Хендерсон.

Предложенная В. Хендерсон модель, акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу.

Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. Вирджиния Хендерсон была одной из первых медсестер, попытавшихся после Флоренс Найтингейл дать свое толкование сестринского дела.

Целью ее теории являлось описание уникальной сути сестринской профессии. Исследовательнице удалось разработать систему в 1958г. она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными, служащих для медсестры руководством при осуществлении ухода за больным.

Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела во всем мире, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на ее работе.

Согласно этой модели пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: « Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений».

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек. Как правило не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности , детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

Характер и способ удовлетворения этих потребностей будут зависеть от пожеланий пациента, его состояния и диагноза. Подход к пациенту в данной теории индивидуальный на конкретного человека.

Его близкие также активно привлекаются к уходу.

III. Фундаментальные потребности по В.Хендерсон:

  1. Нормально дышать.
  2. Употреблять достаточное количество жидкости и пищи.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду.
  7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
  10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнение.
  11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Отдыхать, принимая участие в развлечениях и играх.
  14. Удовлетворять свою любознательность, помогавшую нормальному развитию.

Описывая основополагающие человеческие потребности, В. Хендерсон ссылается на признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например это делает Абрахам Маслоу (Maslou), который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

Иерархия потребностей по А.Маслоу Теория Хендерсон описательная и нормативная, она описывает жизненные потребности человека каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каким, по ее мнению, оно должно быть.

Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности или почему описанные мероприятия должны считаться эффективными. Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны и им легко следовать.

Читайте также:  В чем заключается профилактика пролежней?

Они представляют собой общую схему сестринского ухода.

IV. Обзор основных элементов теории.

Источник проблем пациента: обстоятельства, условия, перемены в жизни человека, когда он не может осуществлять уход за собой.

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, детский или старческий возраст и т.д.) не в состоянии осуществлять уход за собой.

Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния.

Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее оказывал помощь в этом его умерший родственник.

Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности. Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента.

Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях (шок, лихорадка, инфекция или дегитратация). В. Хендерсон рекомендует составлять план сестринского обслуживания письменно, изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.

Главной, приоритетной задачей медицинской сестры является: восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 фундаментальных потребностей. Роль медицинской сестры: в модели В. Хендерсон представлена двояко.

С одной стороны – это самостоятельный и зависимый специалист при решении вопросов удовлетворения нарушенных фундаментальных потребностей человека. Но это и помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.

Направленность сестринской помощи: удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Несмотря на то, что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса, она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «только в состоянии очень высокой зависимости пациента, таких, как кома или состояние полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом».

По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента и понять оценку его состояния и определить необходимость вмешательства. Способы сестринской помощи: различны, включая лекарственные средства и процедуры, назначаемые врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Ожидаемый результат и оценка: по данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все функциональные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

Помощь пациенту в удовлетворении физиологических потребностей

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В воздухе Поднять изголовье кровати, придать пациенту положение «Фаулера». Обучить пациента: — технике кашля, дыхательным упражнениям — приемам самопомощи при приступе удушья — самостоятельно пользоваться ингалятором.
В пище Помочь пациенту принимать пищу. Обучить пациента адекватному питанию. Дать рекомендации пациенту и его родственникам по соблюдению диеты.
В жидкости Помочь пациенту пить, обеспечить достаточным количеством витаминизированной жидкости.
В выделении продуктов жизнедеятельности Обеспечить пациента индивидуальным судном и мочеприемником. Научить пациента и его родственников пользоваться памперсами, калоприемником, мочеприемником. Помочь пациенту дойти до туалета. Обеспечить пациенту безопасность и уединение во время акта дефекации и мочеиспускания
Во сне Обеспечить комфортные условия для сна. Выяснить причины нарушения сна. Обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна (стакан теплого молока с ложкой меда, прогулки перед сном). Обучить пациента составлению режима дня (частая смена деятельности и отдыха).
В движении Определить, насколько ограничение подвижности влияет на состояние зависимости человека. Обучить пациента и его родственников перемещению в постели, приемам ЛФК. При разрешении пациенту двигаться, обучить приемам вставания с постели, хождению на костылях или с палкой.
В прикосновении Беседуя с пациентом, взять его за руку, поправить одеяло или подушку. Посоветовать близким чаще его обнимать.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в безопасности

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В надежности Опустить кровать на максимально низкий уровень. Рекомендовать вставать и передвигаться с помощью медсестры или родственников. Обучить пациента пользоваться палочкой при ходьбе
В защите Определить состояние зависимости пациента от окружающих факторов, вызывающих проблемы в отношении поддержания безопасности окружающей сферы. Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасности окружающей среды. Помочь вырабатывать адекватное отношение пациента к проблемам, которые невозможно решить.
В крове При выписке из стационара необходимо убедится, что у пациента есть дом. Если пациент лишен крова, побеспокоится о направлении пациента в дом для инвалидов и стариков.
В одежде Определить физические и умственные способности пациента зависеть от других при выборе одежды. Помочь пациенту одеваться и раздеваться. Поощрять желание пациента в самоуходе, в одевании и снятии одежды.
Читайте также:  Какой должна быть постель больного?

Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В одобрении Поощрять пациента при достижении успеха в достижении поставленной цели, в желании самостоятельно проводить самоуход
В понимании Выбрать метод общения с пациентом. Слушать пациента проявляя интерес, внимание и сострадание к его проблемам.
В привязанности и любви Объяснить родственникам о необходимости проявлять внимание и любовь к близкому им человеку, посещать регулярно, проявляя заботу о его состоянии.
В семье Дать понять пациенту, что они ждут его выздоровления и желают в этом участвовать. Помочь пациенту позвонить домой или друзьям.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в самоуважении и уважении

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В уважении Обращаться к пациенту по имени и отчеству независимо от его социального положения. Дать понять пациенту, что все волнующие его проблемы очень важны, как для пациента, так и для вас
В самоуважении Помочь пациенту осознать важность выполнения той манипуляции, которая составляла для пациента трудность, но была им выполнена.
В успехе Похвалить пациента при успешном выполнении манипуляций по самоуходу его родственникам или другим пациентам, или дать возможность поделиться самому своим успехом.

V. Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе.

Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практических сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.

На этапе первой оценки (обследования) пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь.

Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется.

Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этих проблем (плохой аппетит, брезгливость и т.п.), ставит реалистичные цели. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, душно, храп соседа по палате), а затем уже определить план сестринского вмешательства.

Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои фундаментальные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости.

Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока.

В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветриванию помещения или перевод в другую палату. Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или не успешность сестринского вмешательства.

Сестринское вмешательство. Оно направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.

Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступают к итоговой оценке выполнения плана по уходу с оценки каждой фундаментальной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы.

Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При не достигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.

Она подчеркивает важность для медсестры отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей для осознания потребностей опекаемого пациента. Ее отношение к нему должно отражать это.

При этом «теория» акцентирует важность самостоятельных решений пациента, суверенности его личности, что является обще признанным этическим принципом в сестринском деле.

VI.Награды и звания за развитие сестринского дела В. Хендерсон.

За огромный вклад в развитие сестринского дела 9 университетов присвоили Хендерсон почетную докторскую степень. Национальная лига сестринского дела отметила достижения Хендерсон орденом Мэри Аделаиды Нутинг, первой американской медсестры, получившей звание профессора.

Одной из первых Верджиния Хендерсон получила почетное членство в американской академии сестринских наук, она была также почетным членом Королевского колледжа медсестер Великобритании. В 1983г. выдающаяся исследовательница была удостоена высшей награды Международного почетного сестринского общества Сигма, Тета, Тау «За лидерство», ее имя присвоено электронной компьютерной библиотеке этого общества.

Источник: http://russiannurse.ru/osnov-/180-hender-/225-med.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector