Что входит в работу медицинской сестры?

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Работа медицинской сестры с астматическими больными

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  • Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).

Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».

Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.

Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель.

Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином).

Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами.

Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Источник: http://jmedic.ru/astma/sestrinskij-process.html

Сестринский процесс, уход и помощь при бронхиальной астме: у детей и взрослых

Сестринский процесс при бронхиальной астмеТрудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

Аспекты процесса, ухода и помощи

Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

Вызвать приступ удушья могут:

  • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
  • резкие запахи (дым, парфюмерия);
  • физическое перенапряжение;
  • смех или рыдания;
  • сильные стресс.

Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

Приступ развивается по определенному алгоритму:

  • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
  • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
  • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

Сестринский процесс

Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

  • сбор анамнеза;
  • выявление основных проблем пациента;
  • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
  • организация ухода в стационарных условиях;
  • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
  • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.
Читайте также:  Рекомендации о том, как пользоваться мочеприемником

На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза.

Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику.

В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния.

Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм.

В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь.

Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом.

Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

Сестринский процесс у детей

При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

  • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
  • какова интенсивность приступов удушья;
  • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
  • какие лекарства используются для лечения.

Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников.

Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

Важно! Для постановки правильного диагноза важно провести определенные диагностические процедуры, например, взять кровь и мокроту на анализ. Медсестра должна не только объяснить ребенку и его родственникам необходимость грядущей манипуляции и успокоить несовершеннолетнего пациента, но и получить у его родственников информированное согласие на вмешательство.

Сестринский уход

К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

  • организацию режима пациента;
  • организацию правильного питания больного;
  • информирование и обучение пациента;
  • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
  • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам.

Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены.

Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов.

При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина.

Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью.

В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д.

Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

Важно! Для оказания качественной помощи медицинской сестре важно установить с пациентом и его родственником доверительные отношения. Важно проявлять интерес к настроению и самочувствию пациента, называть его по имени и отчеству, а не по фамилии, проявлять сочувствие и сопереживание. Если пациент доверяет персоналу лечебного учреждения, гораздо больше шансов на то, что он будет досконально выполнять данные ему рекомендации.

Сестринский уход у детей

Сестринский процесс при бронхиальной астме

После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

  • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
  • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

К основным обязанностям медсестры можно отнести:

  • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
  • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
  • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
  • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

Сестринская помощь

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

  • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
  • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
  • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
  • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
  • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.

После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

  • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
  • внутривенное введение эуфиллина;
  • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

Важно! При развитии астматического статуса противопоказаны морфий, пипольфен и другие препараты, которые могут привести к угнетению дыхания.

Сестринская помощь у детей

Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

  • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
  • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
  • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
  • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
  • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
  • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

Совет! В лечении астмы у ребенка очень важна атмосфера в семье. Медицинская сестра должна порекомендовать родителям отказаться от избыточной опеки и построить равноправные отношения с ребенком. Отсутствие стрессов очень важно для пациентов, страдающих бронхиальной астмой!

Читайте также:  Как понять, что такое десмургия?

Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой.

Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль.

При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

Источник: https://vdoh.site/astma/bronhialnaja/sestrinskij-protsess-uhod-i-pomoshh-pri-u-detej-i-vzroslyh.html

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Цели сестринской поддержки

Сестринский процесс при взрослой и детской бронхиальной астме заключается в немалом количестве моментов. Вот приоритетные задачи:

  • вовремя отреагировать на приступ;
  • установить, по какой причине произошёл приступ;
  • оказать грамотное содействие;
  • определить потребности больного;
  • рассказать человеку, как правильно справляться с приступом.

В первую очередь специалист устанавливает, что именно (какой аллерген) провоцирует состояние удушья. С этой целью проводится беседа с пациентом. Также при необходимости беседуют с его родителями (если это ребёнок) или родственниками и близкими людьми.

Определяются препараты, которые могут помочь, а также медикаменты, которые категорически нельзя принимать ни при каких обстоятельствах.

Проблемы, с которыми сталкивается астматик

Кашель, удушье, одышка — наиболее часто встречающиеся симптомы. Два раза в год нужно проходить обследование. В случае ухудшения состояния рекомендовано лечение в стационаре. Проблемы пациента при бронхиальной астме таковы:

  • частые осложнения;
  • проблемы со сном, вплоть до полной бессонницы;
  • малое количество жидкости в организме;
  • дискомфорт, который связан с регулярным приёмом медикаментов;
  • панический страх, состояние тревоги;
  • ухудшение аппетита;
  • осложнения дыхания;
  • ограниченность в выборе сферы деятельности.

Сестринский уход у детей при бронхиальной астме предполагает не только решение проблем маленьких больных (требуемая помощь), но и грамотное объяснение им правил поведения. Деткам нельзя играть в чрезмерно энергичные игры. Нужно доходчиво им это объяснить.

План проведения мероприятий

Сестринский уход у взрослых и детей при бронхиальной астме реализуется строго по чёткому плану. Это гарантирует быструю нормализацию состояния больного. План сестринского ухода содержит в себе следующее:

  • Анамнез.
  • Установление проблем.
  • Исключение похожих заболеваний.
  • Содержание в стационаре.
  • Выполнение рекомендаций лечащего доктора.
  • Поддержка при обострении.

Рассмотрим каждый их них более детально.

Анамнез

В первую очередь реализуются субъективные исследовательские методы. У больного принимаются жалобы. Чаще всего они заключаются в регулярном кашле и сложном дыхании. Может присутствовать и такой симптом, как температура. Также проявляется иная симптоматика: свистящее дыхание, одышка.

Поздно вечером и рано утром симптоматика усиливается. Важно узнать, имеется ли предрасположенность по наследству. Для этого опрашиваются родственники.
Затем используются объективные исследовательские методы. Они заключаются в осмотре человека в период приступа.

Обычно диагностируется отхождение мокроты высокой вязкости, свистящие хрипы, громкое дыхание.

Установление проблем

Сестринский уход при бронхиальной астме на этой стадии заключается в установлении проблем больного и выборе вариантов их устранения. У взрослых и маленьких пациентов происходит нарушение таких потребностей, как дыхание, приём пищи, отдых, сон, общение. Предоставляется помощь, которая способствует облегчению состояния.

Исключение похожих заболеваний

Есть немало недугов, которые схожи по симптоматике с астмой. Крайне важно удостовериться в том, что диагноз поставлен правильно. Вот наиболее распространённые их схожих болезней:

  • хронический бронхит обструктивный — при таком диагнозе симптомы не уходят после приёма клюкокортикостероидных препаратов;
  • лихорадка сенная — это целая группа заболеваний, во время которых возникают аллергические конъюнктивит, насморк, бронхоспазм;
  • аллергический бронхолегочный аспиргиллез — при этом заболевании организм становится восприимчив к грибам аспергиллам (страдают альвеолы, бронхи, сосуды).

Содержание в стационаре

Ухаживать за пациентом должен исключительно компетентный специалист. От этого напрямую зависит результат проводимого лечения.

В данном случае под уходом подразумевается анализ режима отдыха и приёма пищи, создание оптимальных условий в палате, организация интересного времяпрепровождения (к примеру, предоставление книг, игрушек, раскрасок или возможности просмотра телевизора, почитать интересную книгу).

Медицинский персонал обязан регулярно проводить влажную уборку, приоткрывать окна для проветривания.
Когда пациент не может покушать или привести себя в порядок самостоятельно, медсестра должна прийти на помощь. Этот момент наиболее актуален в случае с детьми и людьми преклонного возраста.

Уход заключается ещё и в общении с больным человеком. Необходимо объяснить ему, насколько важно соблюдать правильную диету, план лечения и режим отдыха. Человеку необходимо чувствовать заботу о себе.

Медицинский работник должен переговорить с родителями маленького пациента или с родными взрослого.

Важно, чтобы дома тоже были созданы оптимальные условия: соответствующее питание, полноценный отдых, отсутствие пыли, регулярные проветривания, ежедневные прогулки на свежем воздухе. Иначе могут случиться осложнения.

Выполнение рекомендаций лечащего доктора

Медсестра обязана убедить пациента в необходимости соблюдения назначений доктора в течение полного курса. Нужно рассказать ему о побочных эффектах и о том, как правильно использовать ингалятор, с какой целью проводятся процедуры. Больной обязан каждый день записывать информацию о личном состоянии. Медицинский работник должен оказать психологическую помощь.

Если возникает побочный эффект, медсестра должна оперативно принять соответствующие меры. Когда лечение не даёт требуемого результата, нужно оповестить об этом лечащего врача.

Дети нуждаются в особом уходе. Мед. работник должен каждый день мерить температуру, контролировать дыхание, прослушивать сердцебиение. Важно поддерживать маленького пациента психологически.

Поддержка при обострении

На данной стадии сестринский уход при бронхиальной астме состоит в оказании квалифицированной помощи в момент приступа. Специалист действует чётко в определённой последовательности:

  • Определяется источник, вызывающий аллергию.
  • Посредством ингалятора вводятся бронхорасширяющие медикаменты.
  • Даётся раствор соды, ноги прогреваются в сухой горчице.
  • При необходимости назначается антигистаминный препарат.
  • В случае затяжного приступа под кожу вводится такой препарат, как Эфедрин, а при сложной форме — Преднизолон.

Если состояние пациента тяжёлое, то его госпитализируют. Наблюдение ведётся круглые сутки. Благодаря этому удаётся не допустить осложнений. Если происходит так, что состояние ухудшается, то назначаются стероидные препараты.

Медицинский сотрудник должен следить за наличием ингалятора. Важно напоминать человеку о необходимости приёма отхаркивающих таблеток.
Ребёнку в возрасте до пяти лет при приступах показаны аэрозоли с дозатором.

Детям до двух лет разрешено принимать такие медикаменты только через лицевую маску. Заботьтесь о здоровье и никогда не болейте!

Источник: https://pulmonary.ru/lechenie-astmy/sestrinskij-uhod-pri-astme

Сестринский уход при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – неизлечимое хроническое заболевание. Терапия при возникающих обострениях оказывается в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме должен обеспечивать необходимые условия для стабилизации состояния больного.

Выполнение каждого из этапов работы, особенно, при работе с детьми, благотворно сказывается на общей картине лечения.

Специфика работы с астматиками

Сестринские вмешательства для пациентов, страдающих от бронхиальной астмы разделяются на три вида:

  • Независимые – выполняющиеся медсестрой на собственное усмотрение (измерение пульса, давления, помощь в составлении диетического меню);
  • Меры, после согласования с лечащим врачом – к ним относится назначение медикаментов;
  • Взаимозависимые – оказание сестринской помощи при бронхиальной астме проходит совместно с бригадой другого медицинского персонала (взятие лабораторных анализов).

Цели и задачи

Сестринский процесс при бронхиальной астме выполняет цели:

  • Сбор сведений о пациенте
  • Понимание потребностей пациента в медицинском обслуживании
  • Обозначение приоритетов в оказании медицинской помощи
  • Составление плана и по уходу за больным и следование ему
  • Определение эффективности ухода и того, достигнута ли его цель

Медицинская сестра выполняет задачи среди которых:

  • Своевременное реагирование при начале приступа бронхиальной астмы
  • Умение оказать квалифицированную медицинскую помощь
  • Установление причины астматического приступа и потребностей больного
  • Обучение астматика по самостоятельному купированию приступа в отсутствии медицинского персонала

Цель – облегчить состояние пациента, преодоление приступа.

Последовательность работы

Сестринский процесс при бронхиальной астме и взаимодействие с пациентами проходит поэтапно:

  • На первом этапе собирается информация;
  • Далее определяются проблемные моменты;
  • Исключаются болезни, имеющие схожую симптоматику;
  • Обеспечение ухода за больными, проходящими стационарное лечение;
  • Выполнение предписаний лечащего врача, отслеживание эффективности лечения.

Сбор информации

Сбор сведений включает методы:

  • Субъективные
  • Объективные
  • Дополнительные

Главный из субъективных методов подразумевает разговор с астматиком, среди жалоб:

На беседе опрашиваются родственники пациента, чтобы исключить или подтвердить наследственную природу бронхиальной астмы. Медсестра выясняет:

  • Частоту проявлений астматических приступов
  • Обстоятельства, при которых они происходят
  • Провоцирующие факторы
  • Имеет ли место при приступе постороннее вмешательство или прием медицинских препаратов и если да, то какие это медикаменты
  • Наличие или отсутствие у пациента аллергической реакции
Читайте также:  Обучение сестринскому делу в терапии

К объективному методу относится осмотр больного во время приступа, наблюдается следующая симптоматика:

  • Громкое дыхание, отчетливо различимые хрипы и свистки
  • Одышка
  • Раздутость носовых крыльев
  • Синеватый цвет кожи носогубного треугольника
  • Приступообразный кашель с отхождением вязкой мокроты
  • Астматика легко распознать по положению тела: пациент принимает сидячее положение с упором рук на горизонтальную поверхность

Медсестра обязана измерить артериальное давление и пульс пациента. По данным беседы и обследования она и лечащий врач составляют план базисной терапии и ухода за астматиком.

Нахождение проблем

Приоритетные проблемы для персонала связаны с обеспечением жизненных потребностей пациента, страдающего от бронхиальной астмы:

  • Диета, если аллергическая реакция вызвана пищевыми продуктами
  • Удушающие приступы, нарушающие нормальный ритм дыхания
  • Нарушенный сон в связи с проявлением ночных астматических приступов
  • Ограничение двигательной активности (слишком сильная физическая нагрузка может спровоцировать астматический приступ)

Среди потенциальных проблем вызванных заболеванием:

  • Чувство психологической подавленности из-за факта постановки диагноза
  • Постоянное чувство страха перед внезапным началом удушья
  • Проблемы в общении с окружающими – эмоции провоцируют удушье, а разговор способствует проявлению одышки
  • Депрессивное состояние, вызванное невозможностью самовыражения и самореализации

Астматик не имеет возможности удовлетворить потребности:

  • В употреблении продуктов питания
  • В полноценном сне и отдыхе (астматические приступы проходят в ночное время, нарушают сон)
  • В общении
  • В нормальном дыхании

Сестринский уход при бронхиальной астме должен быть направлен на устранение возникающих сложностей.

Стационарное наблюдение

Когда пациент проходит лечение в стенах стационара, основная задача сестринского процесса – стабилизировать его состояние. Под контроль берется диета, режим дня, времяпрепровождение.

В палате организуются условия, обеспечивающие астматику комфортное проживание. Обеспечивается дополнительный уход во время кормления или помощь в гигиенических процедурах (как правило, если пациенты – дети).

Медсестра контролирует исполнение врачебных предписаний и отмечает эффективность терапии.

Источник: https://medic-z.ru/sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme

Анализ роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из 5 этапов.

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, кашля, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) не переносит.

В диагностике БА важную роль играет — тщательно собранный анамнез.

Что предшествует приступу удушья:

  • контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА;
  • воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно — зависимым вариантом;
  • при гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов;
  • при дизовариальном варианте — ухудшение состояния в связи с менструальным циклом;
  • нервно — психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно — психического варианта;
  • физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов;
  • приём аспирина или других НПВП;
  • отягощённая наследственность: наличие бронхиальной астмы и аллергических заболеваний у кровных родственников.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение), измеряется АД (снижено).

II этап: определение проблем пациента

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

  • физиологические:
    • есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)
    • дышать (удушье, одышка)
    • спать (приступы удушья по ночам, утром).
    • двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)
    • избегать опасностей (возможность развития осложнений)
  • психо-социальные:
  • общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами — запахи духов)
  • нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)
  • работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)

Возможные проблемы пациента:

  • физиологические:
    • удушье
    • экспираторная одышка
    • кашель с трудноотделяемой мокротой
    • дискомфорт в носоглотке
    • бледность
    • цианоз
    • слабость
    • снижение физической активности
  • психологические:
  • депрессия из-за приобретенного заболевания
  • страх неустойчивости жизнедеятельности
  • недооценка тяжести состояния
  • дефицит знаний о болезни
  • страх из-за возможности возникновения повторных приступов
  • дефицит самообслуживания
  • уход в болезнь
  • дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,
  • изменение образа жизни
  • социальные:
    • утрата трудоспособности, ивалидизация
    • материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
    • социальная изоляция
    • невозможность смены места жительства
  • духовные:
  • дефицит духовного участия
  • приоритетные:
  • потенциальные:
  • риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких.

III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

IV этап: реализация сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства:

  • зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;
  • независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;
  • взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема. [4]

Медицинская сестра при уходе за больными бронхиальной астмой не должна пользоваться кремами с сильным запахом, духами и другими аромат содержащими средствами, поскольку все это может спровоцировать приступ.

Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование — это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям.

Сформировать план ухода. Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, согласовав действия с врачом.

В исследовании участвовали 20 пациентов.

Из них:

  • мужчин 12 пациентов — 60%
  • женщин 8 пациентов — 40%

Выявлены следующие факторы риска:

  • аллергены — у 16 пациентов — 80%:
    • пыль — у 8 пациентов — 40%
    • шерсть — у 6 пациентов — 30%
    • цветения — у 2 пациентов — 10%
  • инфекция верхних дыхательных путей — у 2 пациентов — 10%
  • профессиональные факторы — у 1 пациента — 5%
  • генетический фактор выявлен — у 18 пациентов — 90%
  • используют в домашних условиях пикфлоуметр:
  • 12 пациентов — 60%

Выявлены вредные привычки:

  • чрезмерное употребление алкоголя — у 4 пациентов — 20%
  • курение — 2 пациента — 10%

Таким образов, выявление факторов риска у пациентов с бронхиальной астмой показало, что наибольшее значение имеет генетический фактор (90%), и аллергены (80%). А наименьшее — инфекции верхних дыхательных путей (10%) и профессиональные факторы (5%).

Алгоритм действий медицинской сестры:

Сестринские вмешательства Обоснование
1. Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки. Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием
2. При возможности — исключить воздействие аллергенов. Для предупреждения прогрессирования приступа удушья
3. Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима. Для улучшения состояния
4. Объяснить необходимость приема удобного положения — сидя с упором на руки Для облегчения дыхания.
5. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости — провести оксигенотерапию. Для улучшения дыхания и газообмена в легких
6. Обеспечить теплым питьем Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.
7. Обеспечить прием лекарственных препаратов по назначению врача: ингаляции беродуала, в2-агонистов длительного действия, ГКС. Для оказания квалифицированной помощи.
8. Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок. Для профилактики развития осложнений
9. Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД . Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.
  • 10. При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения:
    • — ДН,
    • — соблюдения гипоаллергенной диеты,
    • — соблюдения режима труда и отдыха,
    • — постоянного приема ЛС,
    • — при усилении одышки — пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)
Для профилактики развития осложнений.

Источник: https://vuzlit.ru/827778/analiz_roli_meditsinskoy_sestry_osuschestvlenii_sestrinskogo_protsessa_bronhialnoy_astme

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector