Как научиться сестринскому делу в педиатрии?

В этой статье мы рассмотрим особенности сестринского процесса в конкретном направлении деятельности – в педиатрическом отделении.

Основная стратегия здесь – это оказание помощи и предоставление ухода за здоровыми и больными детьми, находящимися на стационарном лечении и приходящими на прием к врачу. При этом могут возникать определенные затруднения, связанные с особенностью детского контингента.

Сестринский процесс в педиатрии

К примеру, в процессе своей работы в педиатрии медсестра в большей степени вынуждена контактировать и общаться с родителями и близкими ребенка, нежели с самим пациентом, что, безусловно, вносит специфику в профессиональную деятельность.

Сестринский процесс здесь предъявляет высокие требования к этике и психологии медицинской сестры, которая не должна отходить от профессиональных факторов, базирующихся на:

  • знании и понимании анатомо-физиологических нюансов подрастающего организма;
  • условиях протекания различных заболеваний непосредственно у детей, отличающихся от аналогичных условий в случае со взрослым человеком.

Проще говоря, ребенок и взрослый болеют по-разному, и это необходимо учитывать.

Универсальные проблемы пациента

В сестринском процессе педиатрического отделения выделяют универсальные потребности, в которых, так или иначе, нуждаются все пациенты, независимо от возрастных групп.

К данной категории относят потребность в пище, сне, одевании, раздевании, поддерживании нормальной температуры тела, бодрствовании, чистоте и так далее. Выявить универсальные потребности не сложно, следуя естественной логике развития детей в разных возрастных категориях, так как все дети неизбежно нуждаются:

  • в рациональном питании и питьевом режиме
  • в гигиене и рациональной одежке и тому подобное…

Особенность педиатрии заключается в том, что помимо работы с ребенком медицинской сестре приходится работать и с его родителями и родственниками с той целью, чтобы донести до них потребности и нужды малыша.

Современные родители, к примеру, до рождения малыша могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте – это и есть задача медсестры педиатрического отделения.

Индивидуальные проблемы пациента:

  1. Кроме универсальных трудностей, присущих всем детям, медицинская сестра обязана различать индивидуальные особенности личности малыша, свойственные его возрасту.
  2. Например, ребенок может слабо развиваться в психическом или физическом плане, может отставать от детей своей группы или опережать их в развитии, может неверно проводить самооценку или понимать конкретные вещи, неправильно истолковывать социальные связи и тому подобное.
  3. Игнорировать индивидуальность малыша медсестра не может и не должна!
  4. Для выявления таких факторов стоит обратить внимание на общение больного со своей социальной группой, оценить картину событий с различных точек зрения.
  5. Альтернативные и необычные решения, приводящие к нужному результату, здесь только приветствуются, так роль медицинского работника в педиатрии неизбежно включает творческую компоненту.
  6. При этом особенно важна правовая точка зрения, установленная законодательством государства.

К примеру, развитие и мировоззрение, состояние здоровья ребенка может формироваться под отрицательным воздействием внешних сторонних факторов. Права малыша в семье могут ущемляться, к ребенку могут применяться излишние меры физических наказаний, что обязательно попадает в поле зрения медицинской сестры педиатрического отделения.

Источник: http://xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai/pediatr/167-sestrinskiy-process-v-pediatrii.html

Учебно-методический материал на тему: Особенности сестринского процесса при работе с детьми

Педиатрия (от греч. paid — ребёнок, iatria  — лечение)   —  это самостоятельная область медицинской науки, которая изучает:

  • закономерности развития детей (наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до юношеского возраста  —  медицина растущего организма);
  • этиологию  —  причины заболевания, факторы риска развития заболевания;
  • патогенез  —  механизм развития заболевания;
  • клинику  —  клинические проявления, признаки заболевания;
  • лечение  —  принципы лечения;
  • профилактику  —  специфические и неспецифические меры по предупреждению развития заболеваний в детском возрасте.

Задачи  педиатрии  — сохранение или возвращение после болезни состояния здоровья ребёнку, позволяющий ему максимально полно реализовать свой жизненный потенциал.

Сестринский процесс (СП) в педиатрии – это научный метод организации и исполнения системного ухода за детьми различного возраста, ориентированный на потребности пациента, требующий от медсестры умения индивидуализировать и систематизировать его.

Цель СП  — это помощь ребенку и его семье в поддержании и восстановлении здоровья, в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

В основе СП  —  находится ребенок как личность, требующая комплексного подхода к лечению и уходу при любом заболевании. Важно учитывать влияние на  развитие личности ребенка критических возрастных периодов жизни.

Выделяют следующие критические возрастные периоды жизни детей:

  1. Период новорожденности.
  2. Преддошкольный возраст (ранний) от 1 до 3-х лет.
  3. Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет.
  4. Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет.

Период новорожденности. Кризис новорожденного — это как бы промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жизнью.  В этот период происходит значительная перестройка в организме ребенка, возникают пограничные состояния. В этот период ребенку необходим тщательный уход и ребенок  полностью зависим от взрослых.

Преддошкольный возраст от 1 до 3-х лет. Ребенок преддошкольного возраста во всем зависим от родителей, привязан к своим игрушкам, дому, тяжело переносит разлуку с матерью и отрыв от привычной обстановки, не осознает боль, не умеет формулировать жалобы.

Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет. Дошкольники тяжело переносят разлуку с близкими людьми, страдают из-за отрыва от семьи, дома, боятся незнакомой обстановки, диагностических и лечебных процедур.

Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет. Подростки более зависимы от взаимоотношений со сверстниками, страдают из-за разлуки с ними, их жизненное самоутверждение проявляется бравадой, претензиями на взрослость, пренебрежительным отношением к болезни.

Важно правильно определить к какой группе психического здоровья относится ребенок, больной соматическим заболеванием.

Выделяют следующие группы психического здоровья:

  1. Совершенно здоровые дети с оптимальной адаптированностью.
  2. Дети с легкими функциональными нарушениями (повышенной утомляемостью, нарушениями сна, неустойчивым настроением).
  3. Дети с астеноневротическим синдромом (мнительностью, неуверенностью, тревожностью, головными болями, головокружениями, тошнотой, снижением работоспособности).
  4. Дети с патохарактерологическими, психоорганическими синдромами (со значительными отклонениями в психике).

Это позволяет учитывать преимущественную зависимость детей 2-й группы от психологических факторов, а детей 3-й и 4-й групп — от медико-биологических, психотравмирующих и других факторов.

Оценка психического здоровья ребенка невозможна в отрыве от родительских взаимоотношений, традиций и типа воспитания, сложившихся в семье.

Родительские отношения к детям, как правило, не выступают в чистом виде, они сложны, противоречивы и изменчивы.

Только внимательное изучение (опрос, психологическое обследование, наблюдение, анализ) помогают оценить, как в действительности воспитывается ребенок.

Организация этапов сестринского процесса:

I этап сестринское обследование пациента с выявлением нарушенных потребностей больного  ребенка
II этап выявление проблем больного ребенка
III этап постановка целей СП,планирование плана сестринских вмешательств
IV этап  реализации плана сестринских вмешательств
V этап оценка эффективности сестринской помощи
  1. I этап СП  —  сестринское обследование пациента.
  2. Цель  —  получение информации для оценки состояния ребёнка с выявлением нарушенных потребностей больного  ребенка
  3. На I этапе СП – при выявлении нарушенных потребностей (из 10 универсальных  —  потребность дышать, пить, есть, выделять, спать, в движении, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру тела, содержание тела в чистоте,  безопасная среда, общение, игра, отдых ), необходимо учитывать особенности его обследования.
Читайте также:  Какие бывают этапы сестринского процесса?

Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильного обследования, диагностики, организации лечебных мероприятий и ухода на протяжении всего периода детства.

Обследовать ребенка всегда труднее, чем взрослого. Прежде чем начать обследование, необходимо установить контакт с ребенком и его родителями, успокоить пациента, создать обстановку взаимного доверия.

Следует избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий.

Спокойный голос, легкое прикосновение успокаивают скованного ребенка, способствуют уменьшению боли, понижают чувство тревоги у расстроенных родителей.

Обычно во время беседы дети раннего возраста остаются на руках у родителей. Ребенок школьного возраста во время беседы ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы.

Комната, где осматривают ребенка, должна способствовать созданию положительного эмоционального настроя (яркие краски, картинки, удобная мебель, теплота).

Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза, помогающего выяснить причины и клиническую картину заболевания.

Особенности сбора анамнеза в педиатрии заключаются в следующем:

  • у маленьких детей невозможно собрать анамнез, поэтому приходится ориентироваться на жалобы родителей, основанные только на наблюдениях за ребенком;
  • дети старшего возраста (уже умеющие говорить) могут высказать жалобы, но не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения, придать им должное значение, связать их с теми или иными факторами;
  • важность тщательного и детального выяснения (у детей раннего возраста) особенностей течения беременности и родов у матери, состояния ребенка в периоде новорожденности, вскармливания, ухода за ребенком, физического и нервно-психического развития;
  • собирая анамнез жизни и болезни, необходимо критически относиться к сведениям, полученным от матери или от ребенка, выделять наиболее важные симптомы болезни, определять последовательность их появления;
  • клиническая симптоматика болезни зависит от возраста и иммунологического состояния организма ребенка.

Для того чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме.

Методы исследования ребенка:

I. Субъективные: II. Объективные:
  • Жалобы
  • Анамнез жизни,
  • Анамнез заболевания
  • Эпиданамнез
  • Пальпация
  • Перкуссия
  • Аускультация
  • Лабораторные данные
  • Данные функциональной диагностики

Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого. Приступая к объективному исследованию, необходимо помнить о том, что очень важно правильно подойти к ребенку, суметь успокоить, отвлечь его, занять игрушкой или разговором, так как беспокойство и крик ребенка значительно затрудняют, а подчас делают просто невозможным исследование.

Сестринское обследование:

  • Настроение пациента
  • Сознание, ориентация во времени, личности, месте
  • Цвет кожных покровов
  • Состояние пупочной ранки
  • Волосяной покров головы
  • Наличие кашля, его характер – сухой, влажный, лающий
  • Дыхание – спокойное, свистящее, хрипы, одышка
  • Носовые ходы – свободные, заложенность, наличие отделяемого из носа – скудные, слизистые, гнойные
  • Наличие отёков
  • Характер стула
  • ЧДД, А/Д, PS, t

Жалобы  —  признаки заболевания, основанные на наблюдениях за ребенком взрослыми.

Анамнез жизни:

  • От какой беременности, её течение
  • Течение родов, показатели антропометрии, зрелость плода, оценка по шкале Апгар
  • Как протекал период новорожденности
  • Развитие ребёнка на первом году жизни (ФР, НПР)
  • Вид вскармливания
  • Социально – бытовые условия жизни
  • Перенесённые заболевания
  • Наследственность (отягощена или нет)
  • Аллергический анамнез
  • Профилактические прививки

Анамнез заболевания:

  • Когда и как началось заболевание
  • Как протекало
  • Какие исследования проводились ранее, их результаты
  • Какое проводилось лечение, его эффективность

Эпиданамнез:

  • Дата последнего посещения детских образовательных учреждений (детский сад, школа)
  • Наличие контактов с инфекционными больными
  • Дальние поездки за пределы города, края, области в течении последнего месяца

На II этапе СП – при выявлении проблем больного ребенка, акцентируются физиологические проблемы, указывающие на нарушение определенной функции детского организма и указанием причин данных проблем, следующих из этиологии, патогенеза, характерных особенностей имеющегося заболевания.

Цель  —  установить существующие приоритетные и потенциальные проблемы пациента.

Критерии выбора приоритетов:

  • Приоритетные (главные, первичные)  —  это все неотложные состояния связанные с повышенным риском для жизни (лихорадка, одышка, отёк дыхательных путей, рвота,диарея, кровотечения, судороги)  —  требуют оказания экстренной помощи.
  • Промежуточные – не представляют опасности для жизни, проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль в сердце, груди, животе, суставах и т.д.).
  • Потенциальные (вероятные, могут появиться  с течением времени)  —   проблемы, ведущие к осложнениям (кашель к одышке, дефицит или избыток массы к поражению органов ЖКТ, обменным нарушениям, дефицит жидкости к обезвоживанию и т.д.).
  • Вторичные – не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем выставляется сестринский диагноз (клиническое суждение медсестры).

На IIIэтапе СП – при постановке целей СП формулируются краткосрочные цели, рассчитанные на неделю и долгосрочные на более длительный срок (до выписки из стационара или выздоровления).

Цель  — определение ожидаемых результатов (целей).

При постановке целей необходимо учитывать, что цель должна быть:

  • реальной и осуществимой
  • ставиться отдельно по каждой проблеме
  • доступной оценке.

На III, IV этапах СП – при планировании  и реализации плана сестринских вмешательств по имеющимся проблемам, соответственно поставленным целям с обоснованием каждого предпринимаемого действия,

Первым —  следует информировать родственников о заболевании,  дальнейшие  мероприятия соответственно приоритетам.

При реализации плана сестринских вмешательств медсестра осуществляет независимые, зависимые или взаимозависимые действия.

Независимые действия  —  выполняются медсестрой без указаний и назначений врача (рекомендации матери по удовлетворению потребности «спать» у ребёнка).

Зависимые действия  —  выполняются медсестрой по письменному назначению врача (дать седативный препарат).

Взаимозависимые действия  —  выполняются медсестрой взаимные действия с врачом, родителями.

На V этапе СП – проводят оценку эффективности сестринской помощи с анализом качества предоставленной помощи.

Поставленные цели должны быть достигнуты, если цели не достигнуты, то выявляют причины, пересматривают цели и сроки их реализации, изменяя план сестринских вмешательств.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/2018/09/04/osobennosti-sestrinskogo-protsessa-pri-rabote-s-detmi

Сестринский процесс в детской поликлинике

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление в отрасли реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Читайте также:  Сколько длится обучение в сестринском деле?

Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретают формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела с целью конкретизации и реализации ее направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестринского дела Руководство медицинской сестры по амбулаторно-поликлинической помощи в педиатрии /Под ред. А.А. Баранова. — М.:ГЭОТАР — Медиа, 2006. С. 251..

Основные задачи программы:

  • оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Федерации органам и учреждениям здравоохранения, образования и науки по созданию оптимальных условий для развития сестринского дела;
  • повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
  • совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;
  • обеспечение качества сестринской помощи населению;
  • совершенствование системы управления сестринскими службами;
  • совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
  • обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
  • содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.

Принципы программы:

  • всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
  • профилактическая направленность, укрепление здоровья;
  • эффективное использование трудовых, материальных и экономических ресурсов;
  • обеспечение качества сестринской помощи населению;
  • активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

Основные направления деятельности сестринского персонала

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (далее Концепцией) основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль при этом отводится развитию общей практики семейной медицины.

Особая роль сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи и семейной медицины заключается в использовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.

На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Требуется расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно- диагностических службах и службах ухода на дому.

В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.

Серьезным ограничением существующей системы оказания населению медицинской помощи является отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала в детских поликлиниках.

В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффективности работы сестринского персонала.

Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Участковая медицинская сестра детской поликлиники является основным помощником участкового педиатра, направляющим работу целого лечебного и оздоровительного комплекса курируемых на участке детей.

Участковая медицинская сестра должна быть надежным, квалифицированным медицинским работником и помогать врачу решать главные задачи участковой службы — растить здоровых детей на своем участке.

В работе участковой медицинской сестры выделяют несколько крупных разделов: профилактическую работу, лечебную работу, санитарно-просветительную работу и работу с общественностью.

Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных заболеваний, повреждений, а также своевременное выявление врожденных и приобретенных патологических состояний.

Борьба за здорового ребенка включает и борьбу за здоровую мать, поэтому в объем работы медицинской сестры входит работа с беременными, особенно первородящими. Основной формой профилактической работы является патронаж.

Лечебная работа заключается в непосредственном выполнении назначений участкового врача, а также в вызове на прием к врачу детей диспансерной группы в соответствии с картотекой, основанной на ведении учетной формы № 30.

Медицинская сестра вместе с участковым педиатром ведет ежедневный поликлинический прием и выполняет назначения врача. Она должна быть хорошо знакома с историей развития ребенка, статистическим талоном (учетная форма № 256). У нее должен быть список детей участка от 0 до 18 лет.

Проведение патронажа детей раннего возраста осуществляют врач и медицинская сестра в первые три дня после выписки матери с новорожденным из родильного дома. Если в семье родился первенец, то патронаж рекомендуется начать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая сестра посещает ребенка еженедельно до месяца и ежемесячно до года.

При патронаже участковая сестра обрабатывает новорожденному пупочную ранку, выполняет назначения врача, дает матери советы по уходу и вскармливанию. В семье молодых родителей медицинская сестра обучает мать проведению гигиенических ванн, обработке кожи и слизистых, пеленанию.

Первое посещение поликлиники со здоровым ребенком обычно бывает в возрасте 1 мес.

На первом году жизни ребенка медсестра посещает его ежемесячно, на втором — раз в квартал. На третьем году жизни детей, не находящихся в дошкольных учреждениях, медицинская сестра посещает один раз в полгода.

Патронажи детей разного возраста отличаются целями. Поэтому они и называются целевыми. Разработаны схемы как самого патронажа, так и направленных рекомендаций родителям.

Медицинская сестра отмечает проведение патронажа в специальном патронажном листе истории развития ребенка. Ее записи периодически просматривают и визируют старшая медицинская сестра и участковый врач.

Обычно участковый врач назначает целевые приемы, когда на определенный день и час приглашаются дети одного возраста, например дети первых 3 мес.

График профилактических приемов строится таким образом, чтобы в течение недели мать с ребенком могла посетить врача в те часы, когда ей удобно, т.е. приемы должны быть утром, днем и вечером.

Перед каждым приемом медицинская сестра готовит чистые шпатели, посуду для использованных шпателей, рецептурные бланки для различных направлений и справок, мыло и полотенце. Истории развития детей первого года жизни находятся в кабинете, это избавляет мать от лишнего посещения регистратуры.

На приеме медицинская сестра взвешивает и измеряет ребенка, обучает родителей новым элементам массажа и гимнастики, проводит беседу по правильному подбору игрушек и мебели, дает советы по приготовлению соков, смесей, различных блюд детского питания.

Медицинская сестра выписывает рецепты в молочную кухню и совместно с врачом оформляет документы на бесплатное детское питание, выписывает направление на различные исследования и подготавливает выписки из историй развития для направления ребенка в детские дошкольные учреждения.

Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки его из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с участковым врачом-педиатром.

Обращают внимание на гигиенические условия содержания ребенка, чистоту в комнате, правильную расстановку мебели и правильное определение места для кроватки новорожденного в комнате.

Медицинская сестра следит за тем, как родители пеленают ребенка, кормят его, обрабатывают глаза и складки кожи, есть ли для этого все необходимое.

Медицинская сестра должна участвовать в первом купании младенца — наиболее сложной процедуре для молодой матери в первые дни пребывания ребенка дома. Необходимо проверить, правильно ли родители производят контрольное взвешивание ребенка в домашних условиях. Особое внимание обращают на состояние пупочной области, обработку пуповинного остатка.

В течение первого месяца патронаж проводят один раз в неделю, если нет специальной нужды для более частых посещений. В возрасте 1 мес.

и далее ежемесячно до 1 года ребенка осматривают в детской поликлинике, где проводят контрольное питание и взвешивание, общий осмотр; выявляют видимые и легко обнаруживаемые неправильности развития, например паховую грыжу, сосудистые опухоли (ангиомы), деформации скелета и т.п.

Между посещениями поликлиники медицинская сестра продолжает с профилактической целью посещать детей на дому: в первые полгода — 2 раза в месяц, во вторую половину первого года — 1 раз в месяц, в возрасте от 1 до 2 лет — 4 раза в год, от 2 до 3 лет — 2 раза в год, от 4 до 7 лет — 1 раз в год.

У медицинской сестры должна быть специальная сетка работы на участке, где отражена вся профилактическая работа с каждым ребенком.

В обязанности медицинской сестры входит контроль за выполнением назначений врача по профилактике рахита, профилактических прививок.

Она направляет всех детей первого года жизни для осмотра к специалистам — окулисту, невропатологу, хирургу и др., а также следит за проведением анализов крови, мочи и др.

Наиболее важным в жизни ребенка является патронаж ребенка первого года жизни. Он выполняется по следующей схеме:

I. Патронаж ребенка первых 2 мес. жизни:

  • оценить состояние ребенка (сон, стул, состояние кожи, пупочной ранки, глаз, ушей), его поведение (держит ли голову, как следит за движущимися предметами, улыбается ли);.
  • проконтролировать санитарное состояние квартиры и соблюдение режима дня и кормления (проветривание, прогулки на свежем воздухе и др.);
  • помочь матери организовать правильное вскармливание, отдавая преимущество грудному, проводить мероприятия по борьбе с гипогалактией;
  • обучить мать организации бодрствования ребенка с выкладыванием его на живот и проведением массажа;
  • помочь в организации ежедневной гигиенической ванны с элементами закаливания;
  • рекомендовать введение витамина D по схеме, назначенной врачом;
  • пригласить в поликлинику для антропометрии и осмотра врачом.

Патронаж ребенка 3—4 мес. жизни:

  • оценить самочувствие ребенка и его состояние, приобретенные умения и навыки (держит ли голову, улыбается ли, дает ли комплекс оживления, захватывает ли игрушки, узнает ли близких и т.д.);
  • проконтролировать наличие или отсутствие симптомов рахита у ребенка, достаточен ли подкожно-жировой слой, нет ли жалоб на состояние здоровья ребенка и его поведение;
  • продолжать обучение матери массажу и гимнастике с элементами закаливания;
  • дать советы по вскармливанию, если это требуется по докорму;
  • пригласить в поликлинику для профилактических прививок.

Патронаж ребенка 5—8 мес. жизни:

  • оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущего патронажа, как развиваются у ребенка двигательные умения, навыки (как сидит, стоит, ползает, ходит ли с поддержкой, речь);
  • выяснить, достаточно ли у ребенка игрушек, имеется ли манеж, как организованы прогулки. Дать соответствующие советы;
  • рекомендовать блюда прикорма и соответствующий возрасту режим дня и кормления;
  • продолжать обучение матери более сложным элементам массажа и гимнастики;
  • дать советы по развитию речи ребенка (чтение детских книжек, звукоподражание), по организации формирования условных рефлексов на мочеиспускание и дефекацию;
  • пригласить в поликлинику на прием к специалистам и участковому врачу.

Патронаж ребенка 10—12 мес. жизни:

  • оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущих патронажей (стоит, ходит самостоятельно или с поддержкой, просится ли на горшок, какие говорит слова);
  • определить вид вскармливания (отлучен ли от груди или сохранено грудное вскармливание);
  • оценить режим питания и режим дня ребенка, сделать необходимую коррекцию;
  • рекомендовать введение мясного прикорма, рассказать о правилах отлучения от груди;
  • дать советы по предупреждению детского травматизма (убрать в недоступные для ребенка места мелкие и острые предметы, химические вещества и лекарственные средства);
  • продолжить обучение матери элементам гимнастики и закаливающих процедур;
  • пригласить в поликлинику на прием к участковому врачу.

Работа медицинской сестры на приеме в детской поликлинике заключается во всесторонней помощи участковому врачу, дальнейшем сотрудничестве с медсестрой кабинета КЗР.

На прием в поликлинику приглашают здоровых детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, так называемых «неорганизованных» детей, для осуществления наблюдения за их физическим и нервно-психическим развитием. Прием таких детей проводится в кабинете здорового ребенка.

Кабинет должен быть оснащен письменным столом, умывальником, пеленальным столом, медицинской кушеткой, весами для взвешивания, как грудных детей, так и детей более старшего возраста, ростомером, сантиметровой лентой.

Кроме того, в таком кабинете желательно иметь витрины-выставки, где наглядно иллюстрированы основные вопросы детского питания, детской одежды, детских игрушек.

Источник: https://vuzlit.ru/943083/sestrinskiy_protsess_detskoy_poliklinike

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector