Какие бывают этапы сестринского процесса?

Первый этап сестринского процесса: сестринское обследование

Цель обследования пациента — собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер. Источниками субъективной информации являются:

  • сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;
  • близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

  • физическое исследование пациента по органам и системам;
  • знакомство с медицинской историей болезни.

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

  • общее состояние больного;
  • положение больного в постели;
  • состояние сознания больного;
  • антропометрические данные.

В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

Второй этап сестринского процесса: сестринская диагностика.

Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США.

Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие.

Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

  • существующие — проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);
  • потенциальные — это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные.

Приоритеты — это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много — не более 2-3-х. К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты — не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного. Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

  1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.
  2. Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.
  3. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.
  4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса, сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Третий этап сестринского процесса: планирование.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

  1. действие;
  2. критерии: дата, время, расстояние;
  3. условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

  • Цели должны быть реальными.
  • Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.
  • Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
  • Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап сестринского процесса: реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Существует три категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Независимое– предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

Зависимое – выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

Взаимозависимое– совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода — при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д.

Постоянная помощь требуется больному на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложнённых травмах позвоночника и костей таза и т.д.

Реабилитирующая помощь — длительный процесс, примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра решает две стратегические задачи:

  1. наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории (карте) болезни;
  2. наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных данных в сестринской истории (карте) болезни.

Пятый этап сестринского процесса: оценка результатов

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

  • оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
  • оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
  • оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Источник: https://studopedia.net/1_40013_pyatiy-etap-sestrinskogo-protsessa-otsenka-rezultatov.html

Оценка эффективности сестринского ухода

На пятом этапе сестринского процесса оценивают достижение поставленной цели, результат предварительной деятельности (определение критериев и кратности оценки

результата), а также деятельности сестринского ухода. Оценка эффективности сестринского ухода складывается:

  • из определения состояния пациента на текущий момент;
  • оценки достижения целей;
  • определения аспектов, влияющих на достижение целей;
  • изменения в случае необходимости сестринского диагноза, цели и/или плана
  • сестринского ухода.

Оценивать сестринскую помощь на этом уровне должны обе стороны: и медицинская сестра, и пациент.

I этап сестринского процесса — сбор информации.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи. Суть сестринского дела состоит в уходе за больным человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. Независимо от формы план сестринского ухода должен предусматривать непрерывность сестринского процесса. Помимо плана сестринская документация содержит биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

Делая записи, следует излагать информацию кратко, четко и недвусмысленно, используя только общепринятые сокращения.

При первом же контакте с пациентом сестра начинает собирать информацию. В кратчайшие сроки после поступления человека в систему медико-санитарной помощи проводится начальная оценка ситуации и ее документирование. В идеале эта начальная оценка включает в себя подробную историю болезни. Где это возможно, пациента просят выразить свое собственное суждение и рассказать об имеющихся потребностях. Затем полученная информация анализируется и кладется в основу определения потребностей человека в уходе. Сбор информации очень важен. Неправильная информация влечет за собой ошибочные действия. Недостаточная информация сопровождается неадекватными действиями.

Читайте также:  Как научиться сестринскому делу в педиатрии?

Субъективное обследование:

  1. Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.
  2. Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.
  3. Называйте пациента по имени и отчеству, и на «Вы». Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.
  4. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.
  5. Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.
  6. Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.
  7. Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов.
  8. Чтобы составить заключение о проблемах пациента и заполнить сестринскую историю болезни с картой сестринского процесса, по которой Вы будете работать. Спросите: «Что привело Вас в наше лечебное заведение?». Внимательно выслушайте его мнение о своем  состоянии, как он его оценивает. Считает ли себя тяжело больным, легкобольным, насколько сосредоточен на своих проблемах, какого ожидает результата от пребывания в данном лечебном заведении (надеется, выздороветь, не ждет улучшения состояния и решения своих проблем, думает, что его состояние будет без изменений).
  9. Затем спросите: «Что Вас беспокоит?»
  10. Жалобы пациента определяются в настоящий момент, ему предоставляется возможность самостоятельно изложить свои ощущения. Затем студент задает вопросы, позволяющие систематизировать и детализировать жалобы. Если у пациента есть боли, Вы должны выяснить:
  • Локализацию;
  • Иррадиацию;
  • Время появления;
  • Характер (ноющая, колющая, давящая);
  • Длительность (постоянная, приступообразная);59
  • Причины вызывающие или усиливающие боль (движение, прием пищи);
  • Сопутствующие явления (слабость, тошнота).

Особое внимание следует обратить на раздел «История болезни». Необходимо уточнить с какого времени он считает себя больным (первые признаки заболевания). Следует обратить внимание на состояние больного непосредственно перед заболеванием, имелись ли психические травмы, переутомление, переохлаждение, погрешности в еде.

  1. Начало заболевания: когда и как появились первые проявления, их характер.
  2. При хроническом течении заболевания необходимо выяснить, как оно протекало в течении этого времени, чем проявлялось, были ли обострения, их периодичность, продолжительность ремиссий.
  3. Проводимые исследования (перечислить какие).
  4. Лечение и его эффективность (группы лекарственных средств, эффект от применения).
  5. Ответы на вопросы раздела История болезни» должны быть записаны в сестринской
  6. истории болезни коротко, ясно, по существу.
  7. Вопросы о сексуальной жизни, гинекологическом анамнезе следует задавать в тактичной форме, не привлекая внимания окружения больного.
  8. При выяснении аллергоанамнеза следует отметить, какие конкретно лекарственные средства, пищевые продукты, бытовые вещества не переносит больной.
  9. При выявлении духовного статуса не следует выражать свое мнение по поводу
  10. моральных ценностей больного.
  11. В социальном статусе больного внимание уделяют здоровью его близких родственников (родителей, братьев, сестер), акцентируя внимание на патологии, имеющей значение для заболевания, данного пациента.

Объективное обследование

Оцените физиологические данные пациента (состояние сознания, положение в постели и т.д.).

Измерьте артериальное давление, температуру тела, исследуйте пульс, частоту дыхательных движений, определите состояние кожных покровов. Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и инструментальных исследований.

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

  • состояние его здоровья с учетом каждой из 14 фундаментальных потребностей, что этот человек считает нормальным для себя в связи с каждой указанной
  • потребностью;
  • что этот человек делает или какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой
  • потребности;
  • как и в какой степени, нынешнее состояние здоровья человека или его социальные потребности мешают ему осуществлять самоуход или помощь на дому;
  • какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением
  • его здоровья;
  • способность человека к самоуходу, какую помощь человеку могут оказать его друзья и
  • родственники;
  • врачебный диагноз, принципы лечения и прогноз;
  • предыдущие заболевания и социальные проблемы.

Результаты, полученные в процессе сестринского обследования, фиксируют в сестринской истории болезни. Информация о физическом состоянии может отражать как нормальные проявления жизнедеятельности, так и изменения, связанные с определенной стадией развития (например, младенец, взрослый, престарелый человек) и изменения, вызванные заболеванием. Информация о душевном состоянии позволяет дать оценку эмоционального здоровья и изменения поведения в связи с заболеванием. Информация о социальном здоровье позволяет дать оценку возможности пациента осуществлять самоуход в домашних условиях.

II этап сестринского процесса — сестринская диагностика.

После первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации сестра обобщает, анализирует полученные результаты и делает определенные выводы. Они 60 становятся теми проблемами, т.е. сестринскими диагнозами, которые являются предметом сестринского ухода.

Вы должны выделить сестринские диагнозы:

  1. Настоящие, те, которые имеют место у пациента сегодня, будут завтра и в продолжение всего времени осуществления сестринского ухода в стационаре.
  2. Потенциальные — проблемы, которые могут возникнуть у больного в процессе ухода за ним или быть обусловлены основным заболеванием.

Сестринские диагнозы записываются в сестринской истории болезни после раздела «Сестринский анализ лабораторных и инструментальных данных». Затем Вы приступаете к работе по карте сестринского процесса. Заполняете выделенные в ней графы. Особое внимание уделяете планированию ухода за больным и его реализации.

III этап сестринского процесса — планирование сестринских вмешательств

Планирование — категория, определяющая сестринское поведение при определении целей, сосредоточенных на пациенте и установлении стратегии для достижения целей. Во время планирования устанавливаются приоритеты, определяются цели, ожидаемые результаты и формируется план сестринского ухода. Помимо общения с пациентом и его семьей сестра консультируется с коллегами, изучает соответствующую литературу. После установления специфических медицинских диагнозов сестра определяет приоритеты в соответствии с серьезностью диагноза. Установление приоритетов — это метод, по которому пациент и сестра вместе устанавливают диагнозы, основываясь на желаниях, нуждах и безопасности пациента. Поскольку у пациента несколько диагнозов, сестра не может приступить к осуществлению ухода по всем ним одновременно после их установления.

Сестра выбирает приоритетные диагнозы в зависимости от срочности, природы предписанного лечения, взаимодействия между диагнозами. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагнозы, которые могут повлечь гибель пациента, если не оказать срочную помощь, обладают первичным приоритетом.

Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают не экстремальные и неопасные для жизни нужды пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета: нужды пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или его прогнозу.

Существует два вида целей, выделенных для пациентов: краткосрочные (меньше одной недели); долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

  • Краткосрочными являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период времени, обычно меньше, чем за неделю.
  • Долгосрочными являются цели, которые могут быть достигнуты за более длительный период времени, в течение недель и месяцев.

Эти цели могут быть определены при выписке пациента, при его возвращении домой. Они направлены на предотвращение, реабилитацию, приобретение знаний о здоровье. Если долгосрочные цели не выделены, это лишает пациента и медсестру возможности планировать продолжение сестринского уход при выписке. Ожидаемый результат является особым ступенчатым понятием, который ведет к достижению целей и определению причины заболевания для проведения диагностики.

Результатом является изменение поведения пациента, как реакции на сестринский уход. Под результатом подразумевают изменения состояния пациента с точки зрения физиологии, социального, эмоционального и духовного состояния.

Ожидаемые результаты вытекают из кратко и долгосрочных целей, сосредоточенных на пациенте, и основываются на сестринских диагнозах.

IY этап сестринского процесса — реализация плана ухода. После формулировки целей медсестра составляет план ухода за больным, т. е. письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. План ухода координирует сестринский уход, обеспечивает продолжение ухода и перечисляет критерии результатов, по которым оценивается уход.

Y этап сестринского процесса — оценка эффективности ухода. Систематический процесс оценки требует от медсестры мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Хода стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выявить причину, для чего весь сестринский процесс повторяется с начала в поисках допущенной ошибки.

Источник: https://lektsia.com/4×2502.html

5 этап сестринского процесса

5 этап сестринского процесса непрерывный, происходящий на каждом этапе. Медсестра оценивает состояние здоровья пациента, эффективность планирования, сестринскую команду, сестринский уход.

Процесс определения результатов обеспечивает обратную связь в работе медсестры; она обратно возвращается к каждому этапу и анализирует причины успеха или неудачи. Особенностью данного этапа в гинекологи является то, что оценка частично проводится без участия пациента.

Это относится, прежде всего, к сестринскому процессу в операционном периоде при применении общей анестезии, а также к раннему послеоперационному периоду.

Как и в других областях медицины, в гинекологии планы сестринских мероприятий могут пересматриваться, либо кардинально меняться в зависимости от состояния пациента, достижения или недостижения поставленных целей и особенностей диагностического и лечебного процесса.

Оценка эффективности сестринских вмешательств —  это многоступенчатый процесс.

Проводится она:

  • медсестрой
  • пациентом
  • родственниками пациента
  • старшей сестрой отделения
  • заведующим отделения
  • руководством больницы

Формулировка оценки эффективности сестринских вмешательств

Краткосрочная цель: Пациентка отметила уменьшение ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ через 20-30 мин. (до 7 дней) в результате совместных действий врача, медсестры и пациента.Цель достигнута.

Долгосрочная цель: У пациентки нет ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ к концу 10-14 дня в результате совместных действий врача, медсестры и пациента. Цель достигнута.

Сестринское обеспечение Сестринское обеспечение включает в себя необходимые медикаменты. инвентарь, инструменты и т.д. для достижения поставленных целей.

Источник: https://doktorsemenova.ru/sestrinskoe-delo/5-etap-sestrinskogo-protsessa

Третий этап сестринского процесса направлен на проставления целей и разработки сестринских вмешательств

Цели бывают краткосрочными и долгосрочными, затем составляют план действий, направленных на удовлетворения потребностей пациента.

План состоит в том, чтобы провести беседу с родителями. Помочь им увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить их дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

Читайте также:  В чем заключается профилактика пролежней?

Создать гипоаллергенную обстановку дома: отказаться от содержания домашних животных, аквариумных рыбок, цветов с резким запахом и др. Убрать накопители домашней пыли: ковры, мягкую мебель, книги, пуховые подушки, матрацы и одеяла.

Проводить влажную уборку 2 раза в день, поддерживать умеренно влажный микроклимат в квартире. Использовать для ребенка одежду только из натуральных хлопковых и тонковолокнистых тканей.

Следует отказаться от шерстяной одежды, разъяснить родителям опасность игр ребенка на шерстяных коврах или с мягкими ворсовыми игрушками.

Убедить с осторожностью применять лекарственные средства при любых заболеваниях.

Во время проведения местного лечения необходимо избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами, провоцирующими возникновение замкнутого цикла: зуд расчесывание — зуд. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

Посоветовать родителям, стирать детское белье без использования синтетических моющих средств (использовать детское мыло или стиральный гипоаллергенный порошок).

Разъяснить родителям необходимость своевременного проведения вакцинопрофилактики по индивидуальному календарю с предварительной подготовкой ребенка (до и после вакцинации в течение 10 дней строго соблюдать гипоаллергенную диету и проводить курсы антигистаминных препаратов). Не планировать вакцинацию в жаркое время года, учитывать биоритмы, т.е. делать прививки в утренние часы.

Своевременно санировать всем членам семьи хронические очаги инфекции.

Малышам необходимо обеспечить полноценный дневной (по 1,5-2 часа) сон, нормализовать ночной сон. Рекомендуются ранние (до 8 утра) подъемы и укладывание до 22 часов. В вечерние часы, а особенно за 2-3 часа до сна, нельзя утомлять ребенка активными и компьютерными играми, обучением, просмотром телевизора.

Разрешаются чтение, спокойные игры. Ежедневно, даже в плохую погоду, ребенок должен гулять на свежем воздухе, а комнату перед сном обязательно проветривают.

Очень полезно выполнять комплексы утренней гимнастики, регулярно делать массаж — 1-2 курса в год профессионального массажа, а между ними ежедневный легкий массаж стоп, спинки самостоятельно.

Организация рационального питания

Количество белков, жиров и углеводов в пищевом рационе должно соответствовать возрастным нормам. Детей до 3-4 месяцев необходимо, по возможности, обеспечить грудным молоком.

Из пищевого рациона кормящей матери необходимо исключить облигатные аллергены и либераторы гистамина (шоколад, рыбу, грибы, копчености, цитрусовые и др.).

Ограничить коровье молоко до 0,5 литра, яйца — до 2-х в неделю, исключить овощи и фрукты красного и оранжевого цвета. Аллергизирующий пищевой продукт уточнить с помощью «пищевого дневника».

При отсутствии грудного молока детям назначают молочнокислые смеси (Агуша I, бифилин, НАН кисломолочный, биокефир, ацидофилин и др.). При непереносимости коровьего молока (рвота, экзема) используют смеси, приготовленные на соевом или миндальном молоке («Фитолакт», «Бона-Соя», «Изомид», «Нутрисоя», «Туттели- соя» и другие) или молоко других животных (козье, кобылье).

Первый прикорм вводят с 4-х месяцев в виде безмолочного овощного пюре из кабачков, белокочанной капусты, картофеля.

Второй прикорм — каши (гречневая, рисовая, кукурузная) на яблочном, овощном отваре или на соевой основе, вводятся через месяц, после назначения первого овощного прикорма.

Третий прикорм — с 7 месяцев вводится вываренное мясо (индейки, кролика, конины, нежирной свинины, баранины)- Мясной бульон противопоказан, супы готовят только вегетарианские (овощные).

Яичный желток, сваренный вкрутую, допускается в рацион только после 12 месяцев. Не показано введение творога, рыбы, цельного яйца.

У детей с пастозной формой диатеза необходимо калорийность питания уменьшить за счет снижения легкоусвояемых углеводов (каш, сахара, киселей, белого хлеба), часть сахара нужно заменить фруктозой, ксилитом.

В дошкольно-школьном возрасте из пищевого рациона необходимо исключить продукты с высоким содержанием пуринов и животных белков (печень, почки, мозги, сало, сардины, сельдь, бобовые, мясные бульоны); щавелевой кислоты (щавель, шпинат, ревень, инжир); возбуждающие нервную систему (кофе, крепкий чай, какао, шоколад, острые и соленые блюда, пряности).

При появлении предвестников ацетонемической рвоты детей переводят на антикетогенную диету, в которой кроме ограничения пуринов, из рациона на 2-4 дня исключают животные жиры. Диета предполагает достаточное введение углеводов и белков (меда, овощей и фруктов, молочных продуктов, яиц), затем с 4-6 дня вводятся постепенно жиры — растительное и сливочное масло, сметана и др.

В последующем ежемесячно, в течении 7-10 дней, рекомендуется проводить ощелачивание организма: молочно-растительными продуктами, щелочными минеральными водами (Боржоми, Смирновская, Славяновская и др.).

Закаливание

Закаливание — одно из основных мероприятий по коррекции лимфатико-гипопластического диатеза. Проводить его следует планомерно и постепенно.

Помните, что эффективное закаливание вовсе не подразумевает резких и интенсивных воздействий, не нужно начинать сразу с обливаний ледяной водой или контрастного душа — элементарные закаливающие процедуры вполне возможно выполнять с самым ослабленным малышом.

Простые приемы закаливания:

  • Воздушные ванны — при температуре воздуха в комнате 21-22 °C полностью раздевайте ребенка и оставляйте голышом на 10-30 минут.
  • Сон без одеяла и пижамы даже зимой (при температуре воздуха не ниже 20 °C) — ребенка укладывают только в нижнем белье, можно укрываться простыней. В дальнейшем вне болезни и при отсутствии сквозняков рекомендуется сон при открытой форточке.
  • Солнечные ванны (загорание летом в утренние и вечерние часы).
  • Хождение босиком — дома круглый год по разложенным на полу мелким плоско-округлым камешкам наподобие морской гальки, по массажному коврику. Летом — по траве, песку.
  • Ежедневные ванны с последующим обливанием ножек малыша водой, температура которой будет ниже температуры воды в ванне на 5-6 °C.
  • Контрастный душ с колебаниями температуры от слегка горячего до прохладного: сначала теплый душ 2 минуты, затем прохладный 1 минуту.
  • Рекомендовать регулярное наблюдение за ребенком врачами — педиатром, иммунологом и другими специалистами по показаниям.

Четвертый этап- реализация сестринского плана

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Независимое- предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

Зависимое — выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

Взаимозависимое — совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Пятый этап сестринского процесса — оценка

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

  1. оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
  2. оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
  3. оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Источник: https://studbooks.net/1889006/meditsina/tretiy_etap_sestrinskogo_protsessa_napravlen_prostavleniya_tseley_razrabotki_sestrinskih_vmeshatelstv

Пятый этап сестринского процесса

Заключительный пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости.

Цели этапа:

  • оценить реакции пациента на сестринский уход;
  • оценить полученные результаты и подвести итоги;
  • оформить выписной эпикриз;
  • проанализировать качество оказанной помощи.

Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением.

Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом – тоже действие сестринского персонала. Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки.

При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново. Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки.

Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику – очередная победа медицинского персонала. К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.

Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене. И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час.

Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.

Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки – предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.

Аспекты оценки

Этап оценки – это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи.

Читайте также:  Какой должна быть постель больного?

Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо:

  • уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние;
  • оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения;
  • сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;
  • определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.

Критерии оценки

Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников.

Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли – пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют).

Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.

Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.

Источники оценки

Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом. Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:

  • нежелание при необходимости просить о помощи коллег.
  • отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
  • языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
  • неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже;
  • ошибочная трактовка проблем;
  • нереальные цели;
  • неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
  • недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода.

Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода

В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности. Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.

Оформление выписного эпикриза

При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты.

При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов.

Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ.

В нём фиксируют:

  • проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
  • проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении;
  • реакции пациента на предоставленный уход; – проблемы, оставшиеся при выписке;
  • мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.

Есть ли будущее у сестринского процесса?

Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями.

Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки.

Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела – сестринскому процессу. Многие думают, что сестринский процесс – это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени.

Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская. Медицинская сестра – равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту.

В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны. В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом».

Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента. На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной.

Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов.

Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости.

Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия. Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента). Здоровье – большой труд. Болезнь – всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения – важнейшие цели труда медицинской сестры. Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.

Выводы

  • Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении – шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.
  • Пятый, заключительный этап сестринского процесса, – оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости.
  • Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним.
  • В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента – один из основных критериев оценки ухода.
  • Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
  • Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ.
  • Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.

Источник: https://nsmubase.ru/sestrinskoe-delo/pyatyj-etap-sestrinskogo-protsessa/

Цель и этапы сестринского процесса

Цель сестринского процесса — предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

  1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
  2. сестринская диагностика (определение потребностей);
  3. определение целей и планирование ухода;
  4. реализация плана ухода;
  5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап — сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека.

Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу — сестринской диагностике.

Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные.

В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств.

При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме.

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап — реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам — младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов:

  • Зависимое вмешательство — выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;
  • Независимое вмешательство — действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.
  • Взаимозависимое вмешательство — сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа — определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально.

Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи.

Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

Источник: https://studwood.ru/1696908/meditsina/tsel_etapy_sestrinskogo_protsessa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector