Какие существуют этапы сестринского процесса?

Каждый этап сестринского процесса тесно взаимосвязан с остальными и служит его основной задаче — помощи пациенту в решении его проблем со здоровьем.

Для организации и осуществления качественного ухода за пациентом сестринскому персоналу необходимо собрать информацию о нём из всех возможных источников.

Она может быть получена от самого пациента, членов его семьи, свидетелей случившегося, самой медицинской сестры, её коллег.

На основе собранной информации выявляют и идентифицируют проблемы, составляют план, и реализуют намеченные действия. Успех лечения во многом зависит от качества полученной информации.

Сестринское обследование отличается от врачебного. Цель деятельности врача — поставить диагноз, выявить причины, механизм развития заболевания и т.д., а цель деятельности сестринского персонала — обеспечить качество жизни больного человека. Для этого в первую очередь необходимо определить проблемы пациента, связанные с актуальным или потенциальным состоянием его здоровья.

Информация о пациенте должна быть полной и однозначной. Сбор неполной, неоднозначной информации ведёт к некорректной оценке потребностей пациента в сестринском обслуживании, и, как следствие, к неэффективному уходу и лечению. Причинами сбора неполной и неоднозначной информации о пациенте могут быть:

  • неопытность и неорганизованность сестринского персонала;
  • неспособность сестринского персонала к сбору конкретной информации относительно определённой области;
  • склонность медицинской сестры к поспешным выводам и т.п.

Сестринский персонал получает информацию о пациенте из пяти основных источников.

  • от самого пациента;
  • родственников, знакомых, соседей по палате, случайных людей, свидетелей случившегося;
  • врачей, медицинских сестёр, членов бригады скорой помощи, санитарок;
  • из медицинской документации: карты стационарного больного, амбулаторной карты, выписки из историй болезни предшествующих госпитализаций, данных обследования и т.п.;
  • из специальной медицинской литературы: справочников по уходу, стандартов сестринских манипуляций, профессиональных журналов, учебников и т.п.

На основании полученных данных можно судить о состоянии здоровья пациента, факторах риска, особенностях заболевания, необходимости оказания пациенту сестринской помощи.

Пациент — основной источник субъективной и объективной информации о себе. В тех случаях, когда он недееспособен, находится в коматозном состоянии, либо это младенец или ребёнок, основным источником данных могут быть его родственники.

Иногда они одни знают об особенностях состояния пациента до болезни и в период заболевания, о принимаемых им медикаментах, аллергических реакциях, приступах и т.п. Однако не стоит думать, что эта информация будет исчерпывающей.

Из других источников могут быть получены иные данные, возможно, даже противоречащие данным основных. Например, супруг (супруга) может сообщить о напряжённой обстановке в семье, депрессии или пристрастии к спиртным напиткам, которые сам пациент отрицает.

Информация, полученная от членов семьи, может повлиять на скорость и качество оказания медицинской помощи. В случае расхождения данных необходимо постараться получить дополнительные сведения от других лиц.

Медицинское окружение пациента — источник объективной информации, основанной на поведении пациента, его реакции на лечение, полученной при проведении диагностических процедур, общении с посетителями. Каждый член медицинской бригады — потенциальный источник информации, он может сообщать и проверять данные, полученные из других источников.

Основная медицинская документация, необходимая сестринскому персоналу, — карта стационарного или амбулаторного больного. Прежде чем приступить к опросу пациента, сестринский персонал подробно знакомится с такой картой.

В случае повторной госпитализации интерес представляют предыдущие истории болезни, запрашиваемые в случае надобности в архиве.

Это источник ценных данных относительно особенностей течения заболевания, объёма и качества оказанного сестринского ухода, психологической адаптации, реакций пациента на госпитализацию, негативных последствий, связанных с предыдущим пребыванием пациента в стационаре или обращением за медицинской помощью. В процессе знакомства сестринского персонала с историей заболевания пациента могут появиться гипотезы о возможных причинах его проблем (работа на вредном производстве, отягощённая наследственность, семейные неурядицы).

Нужную информацию также можно почерпнуть из документации с места учёбы, работы, службы, из медицинских учреждений, где наблюдается или наблюдался пациент.

Прежде чем запрашивать документацию или опросить третье лицо, необходимо разрешение на это пациента или его опекуна. Любая полученная информация конфиденциальна и рассматривается как часть официальной медицинской документации пациента.

  • На завершающем этапе сбора информации сестринский персонал может воспользоваться специальной медицинской литературой по уходу за пациентом.
  • Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная.

Субъективная информация — это сведения об ощущениях самого пациента относительно проблем со здоровьем. Например, жалобы на боли — субъективная информация.

Пациент может сообщить о частоте боли, её характеристике, продолжительности, локализации, интенсивности.

К субъективным данным относят сообщения пациента о чувстве беспокойства, физического дискомфорта, страхе, жалобы на бессонницу, плохой аппетит, недостаток общения и др.

Объективная информация — результаты проведённых измерений или наблюдений. Примерами объективной информации могут служить показатели измерения температуры тела, пульса, АД, идентификация высыпаний (сыпи) на теле и пр. Сбор объективной информации проводят в соответствии с существующими нормами и стандартами (например, по шкале Цельсия при измерении температуры тела).

Субъективные данные, полученные от пациента и его немедицинского окружения, подтверждают физиологические изменения, выраженные объективными показателями.

Например, подтверждение описания боли пациентом (субъективная информация) — физиологические изменения, выраженные в повышенном кровяном давлении, тахикардии, сильном потоотделении, вынужденном положении (объективная информация).

Для полного сбора информации о прошлом и настоящем состоянии здоровья (анамнез жизни и анамнез заболевания) сестринский персонал проводит беседу с пациентом, изучает историю болезни, знакомится с данными лабораторных и инструментальных исследований.

Сестринское обследование следует, как правило, за врачебным. Первый шаг в сестринском обследовании пациента — сбор субъективной информации с помощью сестринского опроса (сбора первичной информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого).

При проведении опроса необходимо применять специфические навыки общения, чтобы сфокусировать внимание пациента на состоянии его здоровья, помочь осознать те изменения, которые происходят или будут происходить в его образе жизни. Доброжелательное отношение к пациенту позволит ему справиться с такими проблемами, как недоверие к медицинскому персоналу, агрессия и возбуждение, снижение слуха, нарушение речи.

Цели проведения опроса:

  1. установление доверительных отношений с пациентом;
  2. ознакомление пациента с курсом лечения;
  3. выработка адекватного отношения пациента к состояниям беспокойства и тревоги;
  4. выяснение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;
  5. получение ключевой информации, требующей углубленного изучения.

В начале опроса необходимо представиться пациенту, назвать своё имя, положение, сообщить цель беседы. Затем выяснить у пациента, как к нему обращаться. Это поможет ему чувствовать себя комфортно.

Большинство пациентов, обратившись за медицинской помощью и особенно оказавшись в стационаре, испытывают тревогу и беспокойство.

Они чувствуют себя беззащитными, страшатся того, что им предстоит, боятся того, что у них могут обнаружить, и поэтому надеются на участие и заботу, испытывают радость от оказанного внимания.

Пациента необходимо успокоить, ободрить, дать нужные разъяснения и советы.

При опросе не только сестринский персонал, но и пациент получает нужную ему информацию. Если контакт установлен, пациент сможет задать интересующие его вопросы.

Чтобы правильно ответить на них, необходимо попытаться понять чувства пациента. Особую осторожность необходимо проявлять, когда больные просят дать совет по личному вопросу.

Читайте также:  Как осуществить уход при сахарном диабете?

Возможность поговорить об этом с медицинским персоналом обычно важнее, чем сам ответ.

Если опрос проходит успешно, появляется возможность установить доверительные отношения с пациентом, вовлечь его в формулирование целей и составление плана сестринского ухода, решить вопросы относительно необходимости консультаций и обучения пациента.

Во время проведения опроса следует наблюдать за пациентом.

Его поведение с членами семьи, медико-санитарным окружением поможет понять, согласуются ли данные, полученные посредством наблюдения, с выявленными при опросе.

Например, в том случае, когда пациент утверждает, что не волнуется, но выглядит озабоченным и раздражительным, наблюдение даст возможность получить необходимую дополнительную информацию.

Слушая пациента и умело ведя с ним беседу, можно выяснить, что его беспокоит и какие у него проблемы, что стало, по его мнению, причиной его состояния, как это состояние развивалось, и что он думает о возможном исходе заболевания.

Все, что удаётся узнать, собирая анамнез, помогает оформить историю сестринского наблюдения за пациентом и выделить те проблемы, которым следует уделить особое внимание.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение сестринской истории болезни (СИБ) пациента введено в программу подготовки сестринского персонала во всех училищах и колледжах РФ.

В соответствии с выбранной моделью сестринского дела каждое учебное заведение разрабатывает свою карту наблюдения за пациентом или сестринскую историю болезни.

В конце данного раздела (глава 16) приведена карта сестринского наблюдения за пациентом, которую заполняют в медицинских училищах и колледжах Московской области.

  • В СИБ необходимо указать дату опроса пациента, а в случае быстрой смены обстоятельств — и время.
  • Изложению информации, полученной от пациента, как правило, предшествуют определённые сведения, носящие вводный характер.
  • Анкетные данные (возраст, пол, место жительства, род занятий) позволят не только установить, кем является пациент, но и получить примерное представление о том, что это за человек, и какие проблемы со здоровьем у него могут быть.

Способ поступления в медицинское учреждение или обращения за помощью поможет понять возможные мотивы пациента. Пациенты, обратившиеся за помощью по своей инициативе, отличаются от тех, кто поступил по направлению.

Источник получения информации. В СИБ необходимо указать, от кого получены сведения о пациенте. Это может быть он сам, его родственники, друзья, члены медицинской бригады, работники милиции. Нужную информацию можно также почерпнуть из имеющейся у пациента документации.

Источник: https://studwood.ru/1608269/meditsina/pervyy_etap_sestrinskogo_protsessa_obsledovanie_patsienta

Первый этап – сестринское обследование пациента

  • Уход является квалифицированным в случае, если отвечает трем необходимым требованиям: научности, системности, индивидуальности.
  • Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.
  • Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
  • Медсестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.

Первый этап наиболее наглядно демонстрирует индивидуальный характер СП. Сбор информации при проведении СП требует овладения навыками общения. Приступая к сбору информации о пациенте, медсестра должна убедиться, что она располагает достаточным запасом времени. Поспешность способна убить все результаты СП.

В практике любой медсестры наверняка будут иметь место случаи, когда пациент слишком многословен или говорит медленно, приводя несущественные детали, или же быстро устает при беседе. В этих случаях медсестра вправе предложить продолжить беседу в другое время, причем в определенное время, и свое обещание должна исполнить.

Перечень вопросов, которые медсестра намерена предложить конкретному пациенту, предварительно обдумывается и записывается. В то время беседы также целесообразно производить короткие записи для памяти. Это, кстати, создает и у пациента впечатление внимания к нему.

Необходимые условия:

  1. профессиональная компетентность медсестры, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных;
  2. доверительная обстановка, достаточное время;
  3. конфиденциальность;
  4. участие пациента и, если необходимо, других лиц;
  5. участие других медработников.
  6. Источники информации о пациенте могут быть первичными и вторичными.

К первичным относятся сведения, сообщаемые самим пациентом. В большинстве случаев они имеют главенствующее значение, однако это далеко не всегда правомерно для душевнобольных, а также для пожилых людей с ослаблением памяти. Для детей — это родители.

К вторичным источникам информации (у взрослых) относятся сведения, сообщаемые родными и другими близкими людьми; медицинская документация пациента; теоретические сведения о болезни, извлекаемые из учебников или справочников.

Врачебный диагноз и данные лабораторных и инструментальных исследований также вносятся в сестринскую документацию. В процессе беседы весьма полезно сообщение пациенту сведений о лечебном учреждении и отделении, куда он поступил; о консультантах, оснащении отделении и пр.

Естественно, медсестра должна начинать беседу с представления себя.

Источники данных:

  • расспрос пациента;
  • расспрос членов семьи и окружающих;
  • информация от членов бригады медпомощи;
  • физиологическое обследование пациента;
  • ознакомление с медкартой пациента и других медицинских документации;
  • чтение медицинской литературы и спецлитературы по уходу.

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

  • состояние его здоровья с учетом каждой из 14 фундаментальных потребностей по А. Маслоу;
  • что пациент считает нормальным для себя в связи с каждой указанной потребностью;

Базы данных о пациенте (карта сестринского процесса)

  • какая помощь нужна пациенту для удовлетворения каждой потребности; как и в какой степени нынешнее состояние здоровья мешает ему осуществлять самоуход;
  • какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением его здоровья; предыдущие заболевания и проблемы.

Результаты сестринского обследования заносятся в карту сестринского процесса (иногда ее называют сестринской историей болезни). Унифицированной формы карты сестринского процесса не существует, и каждое ЛПО или среднее специальное медицинское учебное заведение используют свои формы.

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических организациях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринское обследование является независимым и не может подменять или подменить врачебное. Задача врачебного обследования — назначить лечение, а сестринского — предоставить мотивированный индивидуализированный уход.

Объективный метод сбора информации – наблюдении медсестры за тем, как пациент удовлетворяет свои основные жизненно важные потребности (ЖВП).

Медсестра должна определить:

  1. составление основных, функциональных систем организма;
  2. эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адаптации к стрессам;
  3. способность пациента к осуществлению самоухода;
  4. социологические данные;
  5. данные об окружающей среде в плане положительных и отрицательных влияний (факторы риска)

Содержание субъективной информации, собираемой медсестрой

Различают субъективные и объективные данные.

К субъективным относятся данные, сообщаемые пациентом, членами его семьи, другими медицинскими работниками. Иногда это не факты, а мнения.

Опрос должен быть строго индивидуализирован, что предусматривает индивидуальный характер сестринского процесса (естественно, вы не будете одинаково производить сбор информации у пациента с кожным и психическим заболеванием). Однако некоторые моменты общие, и они отражены в сестринском опросном листе.

Читайте также:  Как понять, что такое десмургия?

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

  • вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;
  • необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;
  • больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;
  • полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;
  • во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.
  • Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

Сбор информации (беседа) проходит в три стадии: начало, основная часть, окончание.

Начало беседы имеет решающее значение для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом. Медсестра при этом использует адекватные средства невербального общения – мягкость голоса, плавность жестов, иногда ласковые (без сексуального акцента) прикосновения.

При окончании беседы медсестра выражает удовлетворенность, надежду, что беседа не последняя и в дальнейшем при необходимости может быть выяснен еще ряд вопросов. Спрашивает у пациента: удовлетворен ли он беседой, не появилось ли дополнительных вопросов сейчас. В самом конце беседы желает пациенту скорейшего улучшения состояния, чего они добьются совместно.

После беседы медсестра систематизирует и записывает полученные данные, отмечая не до конца выясненные пункты, если таковые имеются.

Источник: https://zdamsam.ru/a64077.html

Основные этапы сестринского процесса: обследование пациента

Обследование пациента

Данный процесс относится к первому этапу и связан со сбором начальных данных о состоянии больного.

Флоренс Найтингейл (1859г. – «Записки об уходе») писала о том, что самым главным для медицинских сестер является обучение:

  1. Как ухаживать
  2. За чем ухаживать
  3. Как распознать ухудшения
  4. Как определить недостаточный уход
  5. Как распознать важные и второстепенные признаки или симптомы

Все это не утратило прежней актуальности и в наши дни.

Первостепенная цель обследования – это сбор, обоснование, связь начальных данных о пациенте для составления сестринской «рабочей» базы данных о состоянии здоровья человека на момент обращения за помощью.

Главным инструментом такого обследования является живой расспрос и общение с пациентом.

Следовательно, умение находить общий язык, располагать к доверию, играет здесь далеко не последнюю роль.

Информация, полученная при обследовании, может иметь субъективный и объективный характер.

Субъективный характер данных легко объясняется тем, что в роли источника информации выступает сам пациент, который может неумышленно исказить картину:

  • Личными переживаниями
  • Эмоциями
  • Чувствами
  • Любыми невербальными и вербальными способами

Объективный характер информации может упоминаться только тогда, когда данные получены медицинской сестрой в процессе наблюдения и обследования пациента. Для этого, собственно, и производится сбор анамнеза:

  1. История возникновения проблемы в здоровье пациента
  2. Социологические данные
  3. Данные о развитии (у детей)
  4. Данные о культуре
  5. Данные о духовном развитии
  6. Психологические данные

Кроме того, для сбора информации о пациенте в отдельных ситуациях могут привлекаться:

  • Родственники
  • Друзья
  • Близкие люди
  • Случайные свидетели происшествия

Посторонние люди привлекаются и в том случае, когда пострадавший является ребенком, человеком без сознания, душевнобольным и др.

Хорошим источником объективной информации можно считать физическое обследование пациента:

  1. Перкуссия
  2. Пальпация
  3. Аускультация
  4. Измерение АД
  5. Измерение PS
  6. Измерение t тела

Но самый лучший и объективный вывод можно сделать в процессе личного общения с пациентом, на основании уже имеющихся данных физического и лабораторного исследования.

При этом медицинская сестра обязана всячески налаживать «лечебный» контакт с пациентом, который может выражаться:

  • В выявлении предварительных ожиданий от будущего лечения;
  • В ознакомлении пациента со стадиями предстоящего лечения;
  • В выявлении дополнительных данных (чем болел ранее и когда, какие прививки перенес и др.);
  • В определении взаимоотношений между пациентом и родственниками, коллегами, друзьями.

Имея полные данные о конкретном человеке, рассчитывая на его доверие, медицинская сестра никогда не забывает о праве пациента на конфиденциальность, о хранении профессиональной тайны и неразглашении.

В результате, вся полученная информация документируется в установленном порядке, дополняя базу данных о пациенте (его сестринскую историю болезни).

Сестринская история болезни – это серьезный юридический документ-протокол, составленный в процессе деятельности медицинской сестры.

Целью подобного документа является контроль профессионализма медицинской сестры, качества ее ухода за пациентом, полноценности сестринской деятельности.

Сестринская история болезни – это, по сути, гарантия того, что предоставленный лечебно-профилактическим учреждением уход будет соответствовать самым высоким требованиям, которых можно добиться в конкретно взятых условиях заведения.

Источник: http://xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai/teor/40-osnovnye-etapy-sestrinskogo-processa-obsledovanie-pacienta.html

Второй этап — сестринская диагностика

Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Этот метод включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц. В основе находится пациент как личность, требующая индивидуального подхода.

Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

  • создание базы информационных данных о пациенте;
  • выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
  • обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
  • составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
  • определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.

Значение внедрения сестринского процесса в следующем:

  • обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
  • становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
  • создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
  • осуществляется эффективное использование времени и ресурсов;
  • демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
  • обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания;
  • самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом “манипуляционной техники”.

Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Этапы сестринского процесса

  • Сестринское обследование – оценка состояния пациента.
  • Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
  • Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.
  • Реализация составленного плана – выполнение сестринских вмешательств.
  • Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.

Цель этапа —  сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы обеспечить качество жизни пациенту. Врачебная диагностика ставит целью постановку диагноза, выявления причины и механизма развития заболевания.

Источниками информации могут быть:

  • сам пациент – наилучший источник;
  • члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
  • врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
  • медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
  • специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).

Различают субъективное и объективное сестринское обследование.

Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация — представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.

Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).

Второй этап — сестринская диагностика.

Цель этапа:

  1. определение проблем, возникающих у пациента;
  2. установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
  3. выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.

Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации.  В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.

Проблема отличается от врачебного диагноза:

Врачебный диагноз Проблемы
Определяет болезнь (острый гастрит) Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…)
Может оставаться неизменным в течение всей болезни Могут меняться каждый день или даже в течение дня
Предполагает лечение в рамках врачебной практики Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья

Виды сестринских диагнозов (проблем)

По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:

  • Физиологические – реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…).
  • Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость).
  • Социальные – связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности).
  • Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).

По времени появления:

  • Настоящие (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента).
  • Потенциальные (вероятные) – их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты).

По серьёзности (приоритетности)

  • Приоритетные  — требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье).
  • Промежуточные — не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
  • Вторичные – не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).

Третий этап — планирование сестринского ухода

По ВОЗ планирование – это «документирование конкретно ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».

Во время планирования медсестра совместно с пациентом:

  • Определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.
  • Выбирает  характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для достижения поставленных целей;
  • Определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.

Виды целей:

Краткосрочные – должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух). Определяются, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например: уменьшение боли в области послеоперационной раны).

Долгосрочные – достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию.

При написании целей указываются следующие обязательные моменты:

  1. мероприятия, действия – что делать;
  2. критерий – дата, время, расстояние;
  3. условия – с помощью кого (чего) делать.

Цель – ожидаемый результат по определенной проблеме. Она не должна создавать препятствия лечению, проводимому другими специалистами.

  • Например, медсестра должна научить пациента в течение 2-х дней ставить себе согревающий компресс.
  • Действие – ставить компресс.
  • Временной критерий – в течение 2-х дней.
  • Условие – с помощью медсестры.

Этап  – выполнение (реализация) плана сестринских вмешательств

Цель данного этапа – обеспечение соответствующего ухода за пациентом, выполнение действий, направленных на достижение цели. Сестринские вмешательства должны быть основаны на:

  • индивидуальном подходе;
  • безопасности для пациента и медсестры;
  • обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента;
  • информированном согласии пациента;
  • поощрении пациента к самостоятельности.

Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача,  при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам назначений.

Независимые – непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений. Например, мероприятия по личной гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода.

Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.

Выполняя манипуляции (медицинские услуги), медсестра использует стандарты клинической деятельности. Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления.

Стандарт включает:

  1. оснащение, которым можно и нужно пользоваться;
  2. алгоритм выполнения (последовательность действий;
  3. особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов;
  4. особенности получения информированного согласия от пациентов перед проведением данной услуги.
  5. особенности документирования выполнения;

Стандарты необходимы для:

  1. пациента – уверенность в получении качественной услуги;
  2. сестры – улучшение качества, обоснованность действий, повышение профессионального уровня, адаптация на рабочем месте;
  3. ЛПУ – улучшение организационного и материально-технического обеспечения рабочих мест, создание экспертной оценки всех видов сестринской деятельности;
  4. здравоохранения – гарантия высокого качества оказываемой пациентам помощи, повышение профессионального статуса сестринского персонала, развитие научных исследований в сестринском деле.

Этап — оценка эффективности

Цель данного этапа: определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за пациентом были достигнуты.

Включает:

  • оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
  • оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
  • мнение пациента или его семьи;
  • оценку действий сестрой-руководителем.

При не достижении цели или частичном достижении сестра формулирует заключение: план помощи необходимо пересмотреть. Оценка обязательно проводится в случае выписки пациента, перевода его в другое лечебное учреждение, в случае смерти или длительного заболевания.

Источник: https://studopedia.net/11_8784_vtoroy-etap—sestrinskaya-diagnostika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector