Как ухаживать при пневмонии у детей?

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Сестринский уход при пневмонии у детей

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Пневмония: показания к госпитализации, принципы лечения

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Как организовать сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

Он включает в себя:

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

I этап: сестринское обследование

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  • сознания;
  • дыхания;
  • кровообращения.

Это помогает выявить:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;
  • усиление бронхофонии и ого дрожания;
  • аускультативно – ослабленное дыхание на ограниченном участке, локально выслушиваемое бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы, инспираторная крепитация.

Описание сестринского процесса

В ходе сестринского ухода при пневмонии медсестра должна наладить добрые, доверительные отношения с больным и выяснить, на что он жалуется:

  1. Сухой кашель.
  2. Боль в груди при дыхании.
  3. Затрудненное дыхание.
  4. Лихорадка;
  5. Озноб.

Необходимо обратить внимание на обстоятельства возникновения заболевания (общее переохлаждение, перенесенная ОРВИ, грипп и др.), на длительность заболевания (в днях), а также то, до каких значений поднималась температура тела, и какие препараты принимал больной.

Медсестра отмечает внешний вид больного (поверхностное дыхание, румянец с одной стороны, участие крыльев носа в дыхании), производит термометрию, измеряет ЧДД, пульс, АД.

Чтобы процедурные медсестры соблюдали эпидбезопасность, правильно выполняли манипуляции и заполняли документы, регламентируйте их работу с помощью СОПов и алгоритмов.

Основные симптомы пневмонии, учитывающиеся в сестринском уходе при пневмонии у взрослых и детей:

  • высокая температура тела;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • поверхностное дыхание;
  • цианоз губ в сочетании с румянцем на щеках;
  • герпетические высыпания;
  • отставание пораженной части грудной клетки в дыхании;
  • ограничение подвижности края легкого;
  • укорочение перкуторного звука над стороной поражения;
  • дыхание везикулярное, ослабленное (при аускультации легких);
  • крепитации, хрипы (сухие или влажные);
  • шум трения плевры (при ее вовлечении);
  • выраженная интоксикация вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

II этап: определение проблем пациента

Основные проблемы больного, которые выявляет сестринский уход при пневмонии:

  • подъем температуры тела до 38-39°С;
  • головная боль, боль в мышцах;
  • боль в груди;
  • озноб;
  • кашель (сначала сухой, затем влажный);
  • одышка;
  • отхождение мокроты (с примесью гноя или крови);
  • повышенное потоотделение;
  • плохой сон и аппетит;
  • общая слабость.

На догоспитальном этапе решение этих проблем включает в себя мероприятия по снижению температуры, строгий постельный режим и обильное теплое питье.

Описание этапа

Проблемы больного делятся на:

  1. Настоящие (перечислены выше, кроме высокой температуры и боли в груди).
  2. Потенциальные (связаны с риском развития тяжелых осложнений).
  3. Приоритетные (лихорадка, боль в груди).

 Сестринские диагнозы при пневмонии

  • одышка (инспираторная или смешанная) – связана с прекращением участия пораженной доли легкого в дыхательном акте;
  • боль в груди при кашле или дыхании – признак перехода воспалительного процесса на плевру;
  • лихорадка (постоянная или атипичная);
  • сухой кашель (возникает при раздражении плевры);
  • влажный кашель (способствует выведению мокроты из бронхов и легких).

III этап: план ухода при пневмонии

План сестринского ухода при пневмонии включает в себя следующие мероприятия:

  1. Обеспечение следования больными предписанному режиму.
  2. Уход за больными с высокой температурой тела.
  3. Четкое и своевременное выполнение врачебных назначений.
  4. Контроль дыхания, пульса, АД пациентов.
  5. Контроль характера и количества отделяемой при кашле мокроты.
  6. Контроль регулярной смены постельного и нательного белья.
  7. Контроль качества и режима питания больных.
  8. Обучение пациентов дыхательным и дренажным упражнениям.

Описание сестринского процесса

Для того, чтобы уменьшить одышку у больного с воспалением легких, медсестра:

  • помогает ему принять удобное возвышенное положение в сухой и чистой постели;
  • обеспечивает приток свежего воздуха (достигается путем проветривания помещения);
  • подает увлажненный кислород каждый час по 5-10 минут (по назначению врача).

Мероприятия для уменьшения болевых ощущений при кашле и дыхании:

  • уложить больного на больной бок в возвышенном положении;
  • обеспечить больному покой, научить его методике расслабления мышц в первые дни заболевания;
  • использовать круговые горчичники при снижении температуры тела;
  • использовать анальгетики в виде таблеток или уколов и противокашлевые препараты (и то, и другое – по назначению врача).

Для постепенного снижения температуры без развития осложнения медсестра:

  • применяет влажное обтирание пациента водой с добавлением этилового спирта;
  • раздевает больного, обеспечивает свежий воздух в помещении;
  • накладывает грелки со льдом на проекции крупных сосудов через чистую ткань;
  • готовит 2 мл в/м 50%-ного раствора анальгина и 1 мл 1%-ного раствора димедрола (смесь вводится по назначению врача);
  • вводит антибиотики строго в назначенное врачом время;
  • регулярно контролирует самочувствие, АД, пульс, дыхание, внешний вид пациента;
  • организует дробное питание малыми порциями и обильное теплое питье;
  • внимательно следит за психическим состоянием больного во избежание развития психоза.

Для перехода сухого непродуктивного кашля во влажный со свободным отхождением мокроты медсестра проводит следующие мероприятия:

  1. Дает больному теплое щелочное питье.
  2. Дает муколитические, бронхолитические, отхаркивающие средства, ставит горчичники (по назначению врача).
  3. Выполняет массаж грудной клетки.
  4. Обучает больного технике дыхательной гимнастики.

Медсестра в ходе сестринского процесса при пневмонии должна:

  • обеспечить больному полный физический и психологический покой, постельный режим, успокаивает его, следит за состоянием и поведением, разъясняет суть заболевания и лечения;
  • использует методы физического охлаждения – компрессы, обтирания и др.;
  • обеспечивает больного обильным витаминизированным питьем – соками, морсами, травяными чаями и настоями;
  • смазывает губы больного вазелином или глицерином 2 раза в день;
  • обеспечивает питание больного 6-7 раз в день небольшими порциями жидкой и протертой пищей;
  • регулярно проветривает палату пациента;
  • тщательно ухаживает за кожей и слизистыми;
  • дает больному жаропонижающие препараты по назначению лечащего врача.

Эти мероприятия проводятся с целью:

  1. Снижение нагрузки на организм.
  2. Нормализации психического состояния больного.
  3. Снижения температуры тела, снятия лихорадки.
  4. Уменьшения проявлений интоксикации.
  5. Профилактики растрескивания губ.
  6. Повышения защитных сил организма.
  7. Обогащения кислородом воздуха помещения.
  8. Предупреждения тяжелых инфекционных осложнений.

На этом этапе сестринского ухода при пневмонии медсестра контролирует общее состояние больного – цвет кожи, пульс, ЧСС, ЧДД, АД.

Кроме того, она должна обучить родственников пациента организовывать его питание, проветривать палату, ухаживать за кожей и слизистыми, осуществлять влажную уборку с использованием антисептических растворов.

IV этап: сестринские вмешательства

Сестринский процесс при пневмонии на данном этапе осуществляется в соответствии с составленным планом.

Его цели:

  • психологическая поддержка пациента;
  • профилактика осложнений, борьба с ними;
  • соблюдение диеты, режима, всех врачебных назначений;
  • осуществление плана сестринских вмешательств.

IV этап: сестринские вмешательства

Действие медсестры делятся на:

  • независимые:
  • успокоение больного;
  • обеспечение физического и психологического покоя;
  • помощь в принятии удобного положения в постели;
  • обеспечение доступа свежего воздуха;
  • предоставление больному теплого щелочного питья;
  • постановка горчичников;
  • подача кислорода;
  • своевременная смена постельного и нательного белья;
  • обработка плевательниц;
  • кормление тяжелобольных пациентов;
  • контроль жизненных показателей — пульса, ЧДД, ЧСС, АД, физиологических отправлений;
  • контроль характера мокроты.
  • взаимозависимые:
  • организации консультации по физиотерапии, лечебной физкультуре, дыхательной гимнастике;
  • зависимые:
  • забор биоматериала на исследование;
  • подготовка пациента к исследованиям и консультациям;
  • своевременная раздача медикаментов, введение инъекций;
  • выполнение всех врачебных назначений.
Читайте также:  Что такое диффузный токсический зоб?

V этап: оценка сестринского ухода при пневмонии

Этот этап сестринского ухода при пневмонии у детей и взрослых включает в себя оценку эффективности сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели, а также корректировку мероприятий при необходимости.

Пациент обязательно ставится в известность о результатах оценки – он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

Оценка носит индивидуальный характер и производится медсестрой непрерывно. Если проблема успешно решена, медсестра обосновывает это в сестринской истории болезни.

Если же задача не решена, нужно выявить причины этого и скорректировать план сестринского ухода при пневмонии у взрослых и детей. Ошибки выявляются путем поэтапного анализа всех действий медицинской сестры.

Критерии эффективности

Если в течение 6 дней пациент отмечает снижение температуры сначала до субфебрильных значений, а затем полную ее нормализацию, то цель считается достигнутой. В свою очередь, цель делится на:

  • краткосрочную – уменьшение лихорадки к концу недели до субфебрильных цифр;
  • долгосрочную – полное исчезновение лихорадки к моменту выписки.

Эффективность сестринских вмешательств оценивается по мере их реализации. Если в запланированный срок цель не достигнута, составляется дальнейший план сестринского ухода при пневмонии.

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293659512-19-m03-18-sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii

Сестринский уход при пневмонии у детей: как помочь ребенку легче перенести болезнь

Сестринский процесс при острой пневмонии у детейПри любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.

Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.

Уход

Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:

  • заболевшими являются дети до 3-х лет;
  • имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
  • у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
  • в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.

Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.

1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.

Она должна провести:

  • внешний осмотр,
  • измерить температуру, давление, пульс,
  • сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.

Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:

  • высокая температура (больше 39);
  • кашель с гнойной мокротой;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • диффузный цианоз и акроцианоз;
  • вялость, сонливость;
  • боли в грудной клетке;
  • боль в спине и области груди при смене положения.

При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.

2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.

После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).

Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).

3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.

Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:

  • отхаркивании с помощью шпателя;
  • использовании ингалятора;
  • постановке клизмы;
  • проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.

Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.

5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.

Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:

  • дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
  • режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
  • информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.

Питание: диета и правила формирования рациона

Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.

Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.

В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:

  • бульон;
  • молоко;
  • сок;
  • компот.

Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.

Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:

  • крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
  • йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
  • разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
  • отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.

Массаж

Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.

Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:

  • дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
  • баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
  • точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
  • перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
  • медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.

Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.

Дыхательная гимнастика

Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.

В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению.

Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно.

После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.

Заключение

Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.

Источник: https://krepyshok.com/zabolevaniya/infektsionnye-bolezni/dyhatelnyh-putej/pnevmoniya/sestrinskij-protsess.html

Сестринский уход при пневмонии

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Пневмония относится к серьезным инфекционным заболеваниям, поражающим легкие. Патология сопровождается нарушением дыхания, повышенной температурой, болевыми ощущениями, возможными осложнениями на остальные органы и системы организма. Известно несколько видов этой болезни, и для их ликвидации необходима комплексная терапия.

Читайте также:  Как проходит лечение инфаркта миокарда?

Все препараты для устранения патологии и физиотерапевтические процедуры назначаются лечащим врачом. Работа медицинской сестры при данном диагнозе направлена на контроль соблюдения этих назначений и способна обеспечить пациенту лучшие условия для выздоровления. Она представляет собой строго организованные мероприятия, направленные на терапию, уход и контроль самочувствия больного.

В зависимости от формы заболевания и сложности его протекания разрабатывается план помощи больным, предполагающий реализацию нескольких стадий:

  • Очаговая – если невозможно обеспечить уход в домашних условиях, либо болеет маленький ребенок.
  • Крупозная — это связано с тем, что она поражает одновременно два легких и активно развивается.
  • Интерстициальная, когда распространение инфекции вызывает дыхательную недостаточность.

Также показаниями к сестринскому вмешательству являются следующие случаи:

  • Заболевают дети или пожилые люди
  • Воспаление затрагивают большую область
  • Болезнь сопровождена осложнениями.

Тогда длительность лечения до полного выздоровления пациента и вероятность появления осложнений полностью зависит от организации ухода и грамотой работы медсестры.

Пациенту важно постоянное соблюдение графика приема медикаментов и других лечебных мероприятий.

Для того чтобы оказать своевременную и квалифицированную сестринскую помощь, важно соблюсти строгую этапность плана и последовательность назначенных процедур.

Основные этапы сестринского ухода

Сестринская помощь при пневмонии включает в себя пять основных этапов:

Сбор анамнеза, изучение карты больного, поступившего на терапию, с целью оценки его состояния. На этом этапе медицинская сестра выстраивает общение с пациентом, узнает его жалобы, уточняет историю течения заболевания, измеряет его температуру, артериальное давление, пульс и частоту дыхания. На основании этих данных происходит оценка полной картины, которая важна для дальнейшей помощи.

На следующем этапе медсестра на основе полученных данных о пациенте определяет все проблемы и потенциальные угрозы, чтобы скорректировать уход. К примеру, затрудненное дыхание и одышка свидетельствуют об исключении из процесса дыхания большой части легочной доли, боль в груди характерна для воспаления в области плевры, а кашель сухого характера – на ее раздражение и т.д. В современной медицине есть особенное понятие «сестринский диагноз», которое закреплено на уровне закона. Оно значит, что медсестра должна обосновать любые предположения, касающиеся состояния здоровья пациента.

Учитывая первые два этапа, разрабатывается план сестринского вмешательства с определенными целями и задачами. К примеру:

  • Устранение одышки за сутки
  • Избавление от грудных болей за несколько часов
  • Ликвидация температуры без возникновения осложнений
  • Переход от сухого кашля к влажному за 2-3 суток.

К каждому пункту плана подробно прописываются способы его достижения. Медицинская сестра наблюдает за состоянием пациента в динамике и в случае каких-либо изменений она акцентирует на этом внимание лечащего врача.

Осуществление непосредственного сестринского вмешательства, которое производится по всем правилам. Оно должно быть корректным и каждодневным. Необходимо соблюдать цикличность и помнить о том, что именно от нее зависит результат борьбы с патологией.

Контроль эффективности сестринской помощи, корректировка плана при плохих результатах от лечебного процесса и отсутствии ожидаемого эффекта. Если все сделано грамотно, то выздоровление должно наступить в среднем через 14 дней.

После выписки человек обязан быть под наблюдением врача терапевта в поликлинике по месту жительства, чтобы заболевание не повторилось.

Полное восстановление организма после перенесенной пневмонии наступает только через год.

Медсестра должна объяснить пациенту, что для восстановления приоритетным должно быть полноценное питание, закаляться, ограничить свою физическую активность, забыть о вредных привычках и соблюдать режим труда и отдыха.

Особенности ухода за пациентом

Для того чтобы выполнить задачу по организации требуемого ухода и обеспечению условий для наиболее эффективной терапии медицинской сестре нужно следить за условиями в палате, где лежит пациент, позой, в которой он находится, общим состоянием, своевременным приемом лекарственных средств и прохождением назначенных процедур, питанием и гигиеной.

Помещение, в котором лежит пациент, должно регулярно проветриваться и увлажняться, воздух нужен теплый, но влажный и свежий. Сквозняки должны быть исключены. В палате следует регулярно убираться с использованием дезинфицирующих средств.

Так как при пневмонии рекомендован постельный режим, то в обязанности медсестры входит оказание помощи больному, чтобы он принял правильную и удобную позу, которую надо менять каждые 2-3 часа, чтобы избежать образование пролежней. Также важно, чтобы кровать в области головы пациента была приподнята. Кроме этого, медицинская сестра должна научить его правильной технике дыхания и расслабления для сохранения полного покоя организма.

Гигиена больного заключается в регулярной смене постельного и нательного белья, каждодневном мытье открытых участков кожи теплой мыльной водой, промывании рта слабым содовым раствором, подмывании после туалета, мытье рук до приема пищи и по мере загрязнения.

Медицинские процедуры:

  • Проведение назначенных инъекций и инфузий.
  • Принимает меры для понижения высокой температуры: обтирания, теплое обильное питье, жаропонижающие средства.
  • Если плохо отходит мокрота, медсестра проводит регулярный дренаж и помогает больному очистить нос и рот от накопившейся слизи.
  • Контроль за естественными физиологическими нуждами пациента, подача мочеприемника или утки, при длительных запорах делается клизма.
  • Выдает больному в нужное время назначенные медикаменты и делает другие назначенные процедуры (компрессы, горчичники и т.п.).

Правильный режим питания, который предполагает частое употребление пищи небольшими порциями. Наиболее подходят куриный бульон, тушеные овощи, рыба, кисломолочная продукция. Важно много и часто пить, не менее трех литров в сутки, наиболее предпочтительны соки, морсы, компот, отвар из шиповника, очищенная вода комнатной температуры. При отсутствии аппетита уменьшается количество пищи, и делается акцент на питье. По мере выздоровления пациенту разрешается перейти на общий стол.

В лечении крупозной пневмонии на особом месте находится дыхательная гимнастика. Медсестра учит больного ее делать пока он не поднимается с постели, а по мере улучшения состояния подключает лечебную гимнастику. В процессе выздоровления пациент должен увеличивать физические нагрузки.

Медсестра следит за цветом кожи больного, за его артериальным давлением, пульсом, дыханием, температурой и ставит в известность врача о произошедших изменениях.

Сестринская работа при пневмонии у детей

План сестринского вмешательства при остром воспалении легких у детей включает в себя следующее:

  1. Изолировать ребенка, ограничив общение с другими людьми.
  2. Обеспечить физический и эмоциональный покой больному.
  3. Поддержание комфортного климата и влажности воздуха в помещении, где находится ребенок. Регулярное проветривание и уборка.
  4.  Витаминное и соответствующее возрасту питание, обильное питье.
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного, за его температурой, дыханием, пульсом, общим состоянием.
  6. Делать прописанные врачом процедуры и давать необходимые медикаменты.
  7. Следить за позой ребенка
  8. Консультирование ребенка и его родителей о состоянии здоровья.

У детей течение заболевания происходит более тяжело и может возникнуть много осложнений, поэтому сестринское вмешательство должно быть особенно внимательным и ответственным.

Помимо критериев, описанных выше, необходимо провести обучение ребенка и его родителей корректному дыханию, технике вибрационного массажа, который нужен для отхождения мокроты, провести с ними практические занятия.

При грамотной организации сестринского процесса при пневмонии у детей наступает выздоровление, после которого необходимо наблюдение участкового педиатра.

Уход медсестры при восстановительном периоде

После перенесенного острого воспаления легких важно пройти курс реабилитации, который заключается в физиотерапевтических процедурах и в лечебной физкультуре. Основными из которых являются:

  • Соляно-щелочные ингаляции, которые делаются через небулайзер на протяжении 5 минут три раза в сутки. Курс длится не менее 14 дней.
  • Ингаляции Амбробене, также делаются с использованием небулайзера по 5 минут три раза в сутки на протяжении двух недель.
  • Ингаляции с диоксидином – происходит через небулайзер по 5 минут один раз в сутки, курс от двух недель.
  • Электрофорез с витаминным раствором.

Работа медсестры физиотерапевтического кабинета заключается в контроле за правильной техникой выполнения процедур, а также чтобы промежуток времени между ингаляциями был не менее 15 минут. Такое лечение позволяет быстрее выводить мокроту из органов дыхания, улучшать вентиляцию бронхов.

Что касается лечебной физкультуры, то ее проводит специально обученный тренер, имеющий медицинское образование, в группах по несколько человек. Эта программа включает очень щадящую нагрузку, которая не может причинить вреда после перенесенного серьезного респираторного заболевания.

Даже после выздоровления есть вероятность развития проблем и неблагоприятных осложнений. Часто образуются участки фиброза легких, которые могут прослеживаться на рентгеновском снимке всю последующую жизнь и при стечении неблагоприятных обстоятельств давать клинические проявления.

Если же у человека не наблюдается каких-либо осложнений пневмонии, то период восстановления длится, как правило, пару недель.

Детям после перенесенного заболевания рекомендуется оформление специальной группы по физическому воспитанию, которые предполагают проведение физических нагрузок только со специально обученным тренером в лечебно-физкультурном комплексе.

Источник: http://lekhar.ru/bolesni/pulmonologija/sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii/

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Читайте также:  Что входит в лечение гипертонии?

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения.

Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.

Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.

Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.

Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

  • Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
  • Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
  • Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
  • Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких.
  • Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
  • Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.

Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».

Показания к госпитализации:

  • дети первого полугодия жизни;
  • дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания;
  • при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях;
  • при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector