Осложнения при язвенной болезни

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хроническое, циклическое, рецидивирующее заболевание, при котором образуются язвы, как результат нарушения соотношения факторов агрессии с факторами защиты.

Места локализации язвы: малая кривизна и пилорический отдел желудка, луковица двенадцатиперстной кишки.

Сестринский процесс и реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Далее описан сестринский процесс при язвенной болезни.

Проблемы пациента:

Существующие (настоящие):

  • боли в животе;
  • изжога;
  • тошнота;
  • рвота;
  • запоры;
  • слабость;
  • потеря массы тела;
  • необходимость длительно соблюдать диету;
  • необходимость отказа от курения и приема алкоголя;
  • необходимость длительного приема лекарственных препаратов;
  • недостаток информации о заболевании;
  • страх развития осложнений;
  • недостаток знаний диетотерапии;
  • страх перед возможностью оперативного лечения.

Потенциальные проблемы пациента:

  • кровотечение;
  • прободение язвы;
  • развитие стеноза привратника;
  • смена профессиональной деятельности, места работы.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

  • болевом синдроме (причина его появления, локализация, характер боли, связь с приемом пиши, чем купируется боль).
  • изжоге (с приемом какой пищи связывает ее появление, что помогает ее уменьшить или устранить).
  • запорах (частота опорожнения кишечника, характер, цвет каловых масс, справляется ли самостоятельно с этой проблемой или принимает слабительные средства, применяет очистительную клизму).
  • длительности заболевания, частоте обострений. Наличии в анамнезе осложнений (кровотечения, перфорация). Наличии язвенной болезни у ближайших родственников. Группе крови пациента.
  • особенностях и режиме питания пациента (употребление острой, соленой пиши, соусов, специй и пр.). Соблюдении диеты и режима питания. Вредных привычках (курении, употреблении алкоголя). Профессиональной деятельности, характере работы. Перенесенных заболеваниях (хронический гастрит типа В). Наблюдении гастроэнтерологом.
  • регулярности обследования (в частности, дата последней ФГДС.). Приеме лекарственных препаратов (какие лекарства принимает, омепразол, париет, гастроцепин, атропин, антацидные средства и пр. — дозы, регулярность их приема, переносимость).
  • жалобах в момент осмотра.

Осмотр пациента:

  • цвет кожных покровов и видимых слизистых. Масса тела пациента;
  • определение пульса и артериального давления;
  • цвет, влажность языка, выраженность сосочков, наличие налета на языке;
  • состояние зубов, наличие зубных протезов;
  • поверхностная пальпация живота.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

  1. Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету № 1 в определенной последовательности: начиная с диеты № 1 на 10-12 дней, затем диета № 16 на срок также 10-12 дней с последующим переходом на диету № 1.
  2. Рекомендовать соблюдение полупостельного режима в течение 2-3 недель, затем при благоприятном течении заболевания, постепенное расширение режима.
  3. Убедить пациента в необходимости отказа от курения и употребления алкоголя.
  4. Информировать пациента о медикаментозном лечении язвенной болезни (лекарственных препаратах, дозах, правилах их приема, побочных эффектах, переносимости).
  5. Убедить пациента в необходимости регулярного приема назначенных лекарственных препаратов, контролировать их прием.
  6. Осуществлять контроль за пищевыми/питьевыми передачами пациенту родственниками и близкими.
  7. Оказывать помощь при рвоте (повернуть голову набок, предоставить почкообразный лоток и полотенце).
  8. Постоянно контролировать соблюдение пациентом диеты, режима питания и полупостельного режима.
  9. Контролировать массу тела пациента.
  10. Рекомендовать при запорах употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки, включать в пищевой рацион продукты, вызывающие послабляющий эффект и входящие в диету № 1.
  11. Объяснить пациенту и родственникам, что нормализация функции кишечника наступает при лечении основного заболевания.
  12. Оказывать доврачебную помощь при осложнениях язвенной болезни.
  13. Подготавливать пациента к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям, сбору кала на реакцию Грегерсена.

Подготовка к Rg желудка: накануне в 18 ч легкий ужин; в день исследования пациент не должен есть, пить, принимать лекарства.

Подготовка к фиброгастродуоденоскопии: накануне в 18 ч легкий ужин; утром пациент не должен есть, пить, курить, принимать лекарства. Перед исследованием снимаются зубные протезы.

Подготовка к исследованию кала на реакцию Грегерсена: за 3 дня до исследования исключаются из рациона мясо, рыба, яблоки, зеленые овощи, помидоры, лекарства, изменяющие цвет кала, содержащие железо или висмут.

Осложнения язвенной болезни:

Желудочное кровотечение.

Чаще всего причинами желудочного кровотечения являются погрешности в диете, злоупотребление алкоголем, физическая нагрузка.

Симптомы желудочного кровотечения: рвота жидкими массами цвета кофейной гущи, черный жидкий стул — «мелена». Кровотечение сопровождается резкой слабостью, головокружением, снижением артериального давления, пульс при кровотечении частый, слабою наполнения, кожные покровы бледные и влажные.

Доврачебная помощь:

  • вызвать врача;
  • успокоить пациента, уложить, повернув голову набок (профилактика асфиксии);
  • приготовить лоток и полотенце для ухода при рвоте;
  • положить пузырь со льдом на эпигастральную область;
  • запретить пить, принимать пищу, разговаривать;
  • контролировать общее состояние пациента, цвет кожных покровов. сознание, пульс, артериальное давление;
  • подготовить медикаменты: аминокапроновую кислоту (флаконы), дицинон (ампулы), хлорид кальция (флаконы), аскорбиновую кислоту (ампулы), желатиноль (флаконы), полиглюкин или реополиглюкин (флаконы), гемодез (флаконы), викасол (ампулы);
  • подготовить все необходимое для определения группы крови и резус-фактора.

Перфорация язвы.

Причинами перфорации язвы могут быть: физическое перенапряжение, подъем тяжестей, прыжки и другие резкие движения, обильный прием пищи и жидкости.

Симптомы перфорации язвы. Для перфорации язвы характерно возникновение острейшей внезапной «кинжальной» боли в верхней половине живота, а затем по всему животу. Рвота часто отсутствует.

Из-за резкой боли может развиться коллапс: бледность кожных покровов, холодный липкий пот, заостренные черты лица, низкое артериальное давление, нитевидный пульс.

Живот вздут, резко болезненный, появляются симптомы раздражения брюшины, наблюдается «доскообразное» напряжение мышц живота.

Доврачебная помощь:

  • вызвать врача;
  • обеспечить пациенту полный физический покой;
  • положить пузырь со льдом на эпигастральную область;
  • запретить есть, пить, разговаривать;
  • контроль пульса и артериального давления;
  • запрещается вводить обезболивающие средства, давать слабительные препараты, ставить клизмы.

Пациент подлежит экстренной госпитализации для оперативного лечения.

Читайте также:  Какие существуют кожные заболевания у детей?

Таким образом, можно сделать вывод, что роль медицинской сестры при уходе за пациентом с язвенной болезнью очень важная, уникальная.

Поскольку, медсестра несет ответственность за адекватность и безопасность ухода, оценку и наблюдение за физическим и психологическим состоянием пациента, принятие необходимых мер и своевременное информирование других специалистов бригады, предоставление постоянной физической психологической поддержки пациенту и ухаживающим за ним лицам, следует, что медицинская сестра способна координировать реабилитационный процесс с момента поступления больного до его выписки.

Язвенная болезнь является наиболее распространенным заболеванием органов пищеварения. Оно отличается длительным течением, склонно к повторению и частому обострению. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хроническое заболевание, которое характеризующееся язвообразованием в ЖКТ.

Не маловажную роль в развитии язвенной болезни играет также наследственность. Симптоматика язвенной болезни весьма разнообразна. Главным ее симптомом является боль, чаще в подложечной области.

В зависимости от локализации язвы боли бывают ранние (0,3-1 ч после еды) и поздние (1,0-2 ч после еды). Иногда возникают боли натощак, а также ночью.

Довольно часто появляется изжога, наблюдается кислая отрыжка, возникает рвота также с кислым содержимым, и, как правило, после еды.

В комплекс лечебных мероприятий входят лекарства, ЛФК и другие физические методы лечения, массаж, диетическое питание.

Занятия лечебной гимнастикой на постельном режиме назначают при отсутствии противопоказаний (острая боль, кровотечение). Обычно начинают со 2-4 дня после госпитализации.

Первый период протекает около 15 дней. В это время применяют дыхательную гимнастику статического характера, усиливающую процесс торможения в коре головного мозга.

Выполняемые лежа на спине с расслаблением всех мышечных групп эти упражнения способствуют расслаблению, уменьшению болей, нормализуют сон.

Используются также несложные физические упражнения, с малым числом повторений совместно с дыхательными упражнениями, но исключаются упражнения, которые могут повысить внутри-брюшное давление. Длительность занятий 10-15 мин, темп выполнения медленный или средний.

Физическая реабилитация 2-го периода применяется в период перевода больного на палатный режим. Второй период занятий начинается при наступлении улучшения состояния пациента. Рекомендуются лечебная гимнастика и массаж брюшной стенки.

Гимнастические упражнения выполняются лежа, сидя, стоя с постепенно нарастающим усилием всех мышечных групп, так же исключая упражнения для мышц брюшного пресса.

Наиболее оптимальным является положение лежа на спине: в этом положении увеличивается подвижность диафрагмы, происходит положительные влияния на мышцы живота и улучшается кровоснабжение органов брюшной полости. Упражнения для мышц пресса выполняются без напряжения, с малым числом повторений.

Третий период физической реабилитации направлен на общее укрепление и оздоровление организма; улучшение кровоообращения в брюшной полости; восстановление психологических и физических навыков. При отсутствии жалоб на болезненные ощущения, при общем удовлетворительном состоянии больного назначается свободный режим.

Применяются упражнения для всех групп мышц, упражнения с небольшой нагрузкой (до 1,5-2 кг), упражнения на координацию, спортивные игры. Плотность занятия средняя, длительность допускается до 30 мин. Показано применение массажа. Массаж сначала должен быть щадящим.

Интенсивность массажа и длительность его постепенно увеличивается от 10- 12 до 25-30 минут к концу лечения.

Таким образом, в процессе физической реабилитации язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки на стационарном этапе необходимо применять комплексный подход: медикаментозную терапию, лечебное питание, фитотерапию, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение, лечебную физическую культуру с учетом соблюдения лечебного и двигательного режимов.

На стационарном этапе реабилитации больным с данной патологией с учетом возможностей лечебного учреждения и назначенного двигательного режима можно рекомендовать все средства лечебной физической культуры: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, лечебный массаж, механотерапию и трудотерапию.

Из форм занятий — утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, дозированную лечебную ходьбу (на территории стационара), тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, дозированное плавание (при наличии бассейна), самостоятельные занятия. Все эти занятия можно проводить индивидуальным, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.

Читайте также:  Как произвести лечение гипертонической болезни?

Источник: https://studwood.ru/2013740/meditsina/sestrinskiy_protsess_reabilitatsiya_yazvennoy_bolezni_zheludka_dvenadtsatiperstnoy_kishki

Особенности сестринской деятельности при язвенной болезни

В сестринской деятельности используются различные теории и знания. Эти знания сестра использует в информировании пациента, обучая его и руководя им или направляя его.

В настоящее время применяется теория Вирджинии Хендерсон. В рамках этой теории Хендерсон попыталась выделить основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом. В числе таких потребностей:

  1. Дыхание
  2. Питание и употребление жидкости
  3. Физиологические отправления
  4. Двигательная активность
  5. Сон и отдых
  6. Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
  7. Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования
  8. Соблюдение личной гигиены
  9. Обеспечение собственной безопасности
  10. Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение
  11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям
  12. Возможность заниматься любимой работой
  13. Отдых и развлечения
  14. Потребность в получении информации

Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: «Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.

Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем… »

Цель сестринского процесса:

  1. своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;
  2. удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;
  3. оказывать психологическую поддержку пациенту;
  4. поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;
  5. обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.

Сестринский процесс при язвенной болезни

I этап: Сбор информации

Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.

При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.

Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:

  • Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)
  • Изжога
  • Тошнота
  • Рвота
  • Отрыжка кислым
  • Запоры
  • Похудание

II этап: Выявление проблем пациента

На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

Физиологические:

  • есть (ограничение в диете)
  • пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)
  • выделять (запоры)
  • спать (ночные боли)
  • двигаться (боль в эпигастрии)
  • быть здоровым (заболевание)
  • избегать опасностей (возможность развития осложнений)

Психо-социальные:

  • нарушение самореализации (изменение образа жизни)
  • работать (ограничение трудоспособности)

Возможные проблемы пациента:

Физиологические:

  • боль
  • слабость
  • изжога
  • запор
  • тошнота
  • рвота
  • отрыжка кислым
  • снижение физической активности
  • головокружение

Психологические:

  • депрессия из-за приобретенного заболевания
  • недооценка тяжести состояния
  • дефицит знаний о болезни
  • дефицит самообслуживания
  • изменение образа жизни

Социальные:

  • снижение трудоспособности
  • материальные трудности в связи со снижением трудоспособности

Духовные:

  • дефицит духовного участия

Приоритетные:

  • боли в эпигастрии
  • изжога
  • запор
  • рвота

Потенциальные:

  • риск возникновения осложнений.

III этап: Постановка целей

Цели:

  • Краткосрочные (достижимы за 1-2 недели; определяют в острой фазе заболевания); направлены на устранение действительных проблем.
  • Долгосрочные (достижимы за период более 2-х недель; направлены на полное выздоровление пациента, предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию).

IV этап: Выполнение сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства:

Зависимые (выполняются по назначению врача):

  • контроль за соблюдением назначенной диеты;
  • введение лекарственных средств по назначению врача.

Независимые (выполняются медсестрой на основе своих знаний и умений):

  • контроль за состоянием пациента;
  • контроль за передаваемыми родственниками продуктами;
  • проведение бесед с родственниками и пациентом.

Взаимозависимые (совместная деятельность сестры с другими специалистами):

  • консультация гастроэнтеролога;
  • подготовка к ФГС.

V этап: Оценка сестринского процесса

Медсестра проводит оценку эффективности сестринских вмешательств согласно поставленным целям. В случае, если результат не соответствует поставленным целям, медсестра пересматривает этапы сестринского процесса, выявляя ошибки в сестринском уходе. Затем корректирует свои действия и производит сестринский процесс снова с учетом предыдущих ошибок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Читайте также:  Что входит в лечение цирроза печени?

Данное исследовние показывает, что гипотеза о том, что язвенная болезнь является инфекционным заболеванием, вызываемым бактерией Helicobacter pylori не является верной так как встречаются случаи заболевания без обнаружения данной бактерии (около 35% больных с язвенной болезнью желудка).

Так же язвы чаще локализуются в ДПК, хотя обсеменение НР в желудке выражено сильнее. Это доказывает, что бактерия Helicobacter pylori только способствует развитию заболевания совместно с другими патогенными факторами, но не является первопричиной язвенной болезни.

Изучив этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики, лечение и профилактику язвенной болезни можно сделать вывод о том, что данные знания необходимы медицинской сестре для правильного осуществления этапов сестринского процесса и значительно повышают качество сестринского ухода.

Для полноценного выздоровления пациента медицинской сестре необходимо четко представлять все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры. В лечении язвенной болезни главную роль играет соблюдение режима и диеты.

Поэтому в обязанности медицинской сестры входит не только качественый уход за больным, но и обучение пациента и его родственников организации режима и питания больного, а также о профилактических мероприятиях по уменьшению риска развития осложнений.

Цель исследования достигнута, в ходе изучения доказано, что применение всех этапов сестринского процесса таких как:

  • I этап – оценка состояния пациента;
  • II этап – определение проблем пациента;
  • III этап – планирование сестринских вмешательств;
  • IV этап – реализация составленного плана сестринских вмешательств;
  • V этап – оценка результатов перечисленных этапов, значительно повышает качественный уровень сестринской помощи.

Источник: https://poisk-ru.ru/s1916t8.html

Сестринский процесс при язвенной болезни

Сестринский процесс при остром и хроническом гастритах

1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).

2 этап: определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.

При остром и хроническом гастритах возможны следующие физиологические проблемы:

Проблема: Сестринский диагноз
Снижение аппетита

Отрыжка воздухом или кислым

Вздутие живота

Тошнота, изжога, рвота

Снижение аппетита из-за воспалительного процесса слизистой оболочки желудка

Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и воспаления слизистой желудка

Нарушение сна Нарушение сна из-за наличия болевого синдрома в связи с воспалением слизистой желудка
Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации вследствие воспаления слизистой оболочки желудка
Боль в животе Боль в животе из-за воспаления слизистой желудка
Боль в полости рта и за грудиной Боль в полости рта и за грудиной из-за ожога слизистой полости рта и пищевода уксусной кислотой
Ограничение самоухода Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома при коррозивном (или флегмонозном гастрите)
Желудочное кровотечение Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов вследствие ожога слизистой
Понос Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции
Запор Запор из-за повышения секреторной функции желудочной секреции
Лихорадка 1 (2,3) период Лихорадка 1 (2,3) период из-за воспаления слизистой желудка

Психологические проблемы:

  • Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
  • Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и по уходу
  • Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни

Проблемы безопасности:

  • Риск падения и травматизации (обморок; нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
  • Риск ожогов
  • Риск внесения инфекции
  • Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)

3 этап: это определение:

Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев).

Задач с определением:

  1. тактики в отношении врача,
  2. оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,
  3. наблюдения за функциональным состоянием,
  4. мероприятий по профилактике возможных осложнений

Плана сестринских вмешательств:

  • определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)
  • обсудить с пациентом план ухода
  • ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода

Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.

Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.

4 этап: реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.

5 этап: оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях?

  • Пациента (степень удовлетворения его потребностей)
  • Медсестры (выполнение поставленных задач, целей, соответствие вмешательств стандартам)
  • Старшей медсестрой

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/4641.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector